Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Хованщину" Мусоргского впервые поставят на сцене Музтеатра в Москве

© РИА Новости / Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкОпера "Хованщина" в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Опера Хованщина в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Постановку осуществил главный режиссер Музтеатра Александр Титель в соавторстве с выдающимся дирижером Александром Лазаревым. Для маэстро это первая работа на сцене этого московского театра.

МОСКВА, 18 фев — РИА Новости, Наталия Курова. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко впервые обратился к знаменитой опере Модеста Мусоргского "Хованщина": премьера произведения (в редакции Дмитрия Шостаковича), которое называют народной музыкальной драмой, состоится 18 февраля. Об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе театра.

Постановку осуществил главный режиссер Музтеатра Александр Титель в соавторстве с выдающимся дирижером Александром Лазаревым. Для маэстро это первая работа на сцене этого московского театра.

Опера была задумана композитором в 1872 году. Мусоргский, который выступил здесь в двух ипостасях, как композитор и автор либретто, писал это произведение с перерывами до последних своих дней, но так и не довел до конца. Всю оркестровку "Хованщины" впервые осуществил Николай Римский-Корсаков, Партитура была издана в 1883 году. Было сделано еще несколько других редакций. В 1958 году Дмитрий Шостакович сделал новую оркестровку. При жизни Мусоргского опера не исполнялась. В Москве впервые получила сценическое воплощение в 1897 году в частной опере Мамонтова. В 1912 году была поставлена в Мариинском, а затем в Большом театре, где партию Досифея исполнил знаменитый русский бас Федор Шаляпин. Затем "Хованщина" появилась на сцене театра в Париже и других европейских столиц.

Ставить историческую оперу трудно

"Мы вместе с музыкальным руководителем постановки Александром Лазаревым рассматривали и сравнивали разные версии оперы, но остановились на редакции Шостаковича, как наиболее близкой к намерениям Мусоргского и эстетике сегодняшнего дня, — сказал накануне премьеры режиссер Александр Титель. — Я впервые работаю с произведением этого классика. Мусоргский — русский гений, ставить его трудно. И вообще ставить сегодня русскую историческую оперу трудно, потому что совсем другая эпоха, другая жизнь, другие реалии".

Однако, по мнению режиссера, есть очень важные моменты, связанные с менталитетом, характерами, реакцией на события, которые находят отклик и сегодня. И важно не только ощутить то, что происходило несколько веков назад, но и дать почувствовать, что мы наследуем и хорошее, и плохое из того, что было в нашей истории.

"Хованщина" охватывает события 1682 года, короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта. Это время было отмечено усилением старообрядцев, которые с помощью Хованского хотели победить официальную церковь, чтобы вернуть Русь к старой вере. Только спустя семь лет власть перешла в руки царя Петра, а царевна Софья была заключена в Новодевичий монастырь. События оперы не точно совпадают с реальностью, но для Мусоргского было важно показать переход власти к Петру I.

Лаконичное решение и сложный выбор артиста

Масштабная опера, состоящая из 5 актов, поставлена лаконично, в одной декорации, созданной художником Владимиром Арефьевым. По словам Тителя, с помощью найденных драматургических ходов и некоторых минимальных купюр, на которые дал благословение при жизни сам автор, "Хованщина" идет около трех часов в отличие от других, более длительных по времени, постановок. В опере участвуют и играют важную роль два хора — взрослый и детский под управлением главного хормейстера театра Станислава Лыкова.

Всего в спектакле вместе с хорами и солистами участвую около двухсот человек. В числе исполнителей — практически все артисты театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, кроме одного, приглашенного на роль Ивана Хованского. Это солист Минского театра оперы и балета Андрей Валентий.

Две роли — Андрея Хованского и князя Василия Голицына — исполняет солист театра Нажмиддин Мавлянов, которого зрители слышали на сцене Музтеатра в роли Радамеса в опере "Аида" в постановке Петера Штайна. Интересно, что в дни генеральных репетиций он получил приглашение спеть Радамеса в "Ла Скала", куда Штайн перенес свою московскую постановку "Аиды".

"Конечно, мечта каждого артиста спеть на сцене знаменитого театра "Ла Скала", — признался Мавлянов. — Но я не мог подвести свой театр, где в это время шла самая напряженная работа перед премьерой. Мне доверены в этом спектакле две роли, очень интересные и очень разные, которые, по мнению режиссера и дирижера, у меня получились. Это чрезвычайно важная для меня работа и моя первая встреча с творением Мусоргского".

В спектакле заняты два состава артистов. На премьере 18 февраля главные партии исполнят: Дмитрий Ульянов (Иван Хованский), Ксения Дудникова (Марфа), Денис Макаров (Досифей), Нажмиддин Мавлянов (князь Голицын), Николай Ерохин (Андрей Хованский).

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала