АФИНЫ, 17 фев — РИА Новости, Геннадий Мельник. Ассоциация российских фармацевтических производителей и Всегреческая ассоциация фармацевтических производителей подписали соглашение о сотрудничестве.
Соглашение носит рамочный характер и определяет основные моменты, связанные с информационным обменом, совместными мероприятиями, расширением образовательных контактов. Конкретные бизнес-процессы будут обсуждать компании, сообщил российским журналистам гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Игорь Дмитриев.
По его словам, российские предприятия рассчитывают выйти на греческий рынок с биотехнологическими продуктами.
Соглашение с Грецией
"Мы заинтересованы в совместных научных разработках, создании регуляторной среды. По многим продуктам у нас производство пересекается, сейчас мы обменяемся списками препаратов. Но чего точно нет у греков — это биотехнологические продукты, они их не производят", — сообщил глава организации.
"Фармацевтика в Греции неплохая, но сфокусирована на дженериках. Это воспроизведенный препарат, который выходит, когда заканчивается патент на оригинальный препарат. Разницы принципиальной нет, но дженерики, как правило, в разы дешевле", — сказал Дмитриев.
Греческие предприятия производят такие же дженерики, как и российские, и здесь сотрудничество мало интересует.
"Традиционно лекарственные средства были средствами химического синтеза. Сегодня наука шагнула дальше — появились биотехнологические препараты, на основе биотехнологий. Это клеточные технологии, генно-инженерные, моноклональные антитела. Активный препарат идет к мишени, которая вызывает болезнь, и действует на клеточном уровне. Это шаг в будущее. Сейчас появляется целая линейка препаратов для лечения таких серьезных заболеваний, как онкология, гемофилия, рассеянный склероз, которые требуют лечения на клеточном уровне" — сказал Дмитриев.
По его словам, такие продукты есть в Евросоюзе, но греки биотехом не занимаются, эти препараты — новые для мирового рынка. Предполагается, что греческие предприятия получат лицензию на производство, а российские будут получать роялти. Вопросы регистрации греческая сторона возьмет на себя.
"Одна из связанных с ними проблем — неготовность регуляторной базы для вывода на рынок. Она не готова не только у нас, но и в Европе, в Америке", — сказал Дмитриев.
По его словам, для российской фармацевтики могут быть интересны и клинические исследования, особенно пострегистрационные, дополнительные.
"Что касается доклинических исследований, у нас их можно провести быстрее и дешевле. Мы предложили это греческой стороне", — сообщил глава ассоциации.
По его словам, интересует стороны и вопрос подготовки кадров. Например, в России никто не готовит регуляторов.
"Мы часто возмущаемся, что "закон плохо работает", "надо было лучше написать". У нас готовят либо фармацевтов и медиков, которые не знают юриспруденции, либо юристов, которые не знают фармакологии. В Германии, Австрии есть школы, которые готовят регуляторов. В Греции такого нет. Мы думаем над таким совместным проектом. Тем более, что в биотехе такой нормативной базы нет ни у них, ни у нас", — рассказал Дмитриев.
Санкции
Греки очень обеспокоены санкциями и на встречах поднимали вопрос об отмене эмбарго на поставки продуктов питания, хотя переговоры шли по другим вопросам, сказал Дмитриев.
По его словам, те западные компании, в основном европейские, которые построили предприятия в России, активно выступают за прекращение санкций, поскольку страдают и они.
"Мы серьезно пока не ощущаем влияния санкций, за исключением поставок биотехнологического оборудования — оно считается оборудованием двойного назначения и попадает под санкции. Помимо этого стал труднее доступ к "длинным деньгам", — сообщил он.
Россия не производит оборудование для фармацевтического производства, и, возможно, теперь пойдут заказы на отечественное оборудование.
Российский рынок
Лекарств на российском рынке хватает, а цены растут из-за законов экономики — фармацевтика сильно зависит от импорта, и с ростом курса доллара цены растут, сказал Дмитриев.
"Эта ситуация подтолкнула к тому, что наши производители субстанций стали востребованными", — сказал он.
По словам Дмитриева, очень тяжело конкурировать российским производителям с Китаем, где господдержка направлена фактически на демпинг: "Наши производители готовили субстанцию аскорбиновой кислоты за 4 доллара за килограмм, пришли китайцы — 2 доллара за килограмм. Мы через полтора года закрылись, сейчас эта субстанция стоит 14 долларов килограмм".
Много транснациональных компаний построили свои площадки в России с прицелом не только на рынок России, но и на СНГ, другие соседние страны. После роста цен на субстанции эти компании стали искать партнеров внутри России, пошли заказы производителям. Можно снизить цены и за счет замены упаковки на российскую, полагает Дмитриев.
Что касается цен на лекарства из списка "Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты" (ЖНВЛП), то они держатся — их запрещено повышать.
Украина
Украина фактически закрыла рынок для российских лекарств, мы им отвечать тем же самым не стали, сказал Дмитриев. "Но доходило до смешного — сначала закрыли рынок на 100%, но потом выяснилось, что не могут вакцинировать детей, поскольку европейские вакцины оказались недоступны по цене, а наши запретили. Пришлось опять открыть", — сообщил он.
По его словам, между фармпрошленностью двух стран была конкуренция, тем более, что производили они практически одно и то же.