Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для Центра международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»
Визит за океан министра иностранных дел Тамар Беручашвили сопровождался противоречивыми заявлениями о прекращении российско-грузинского диалога по торговым вопросам. Любопытно, что госпожа министр была вынуждена опровергать собственные слова, сказанные в интервью радиостанции «Свобода». И это лишний раз свидетельствует о том, какое значение придается на Западе сколачиванию антироссийского фронта из числа ее ближайших соседей.
Разумеется, все это наносит вред не только и не столько России, сколько Грузии, на интересы экономического развития которой ее западным союзникам, разумеется, глубоко наплевать. Глава минсельхоза республики Отар Данелия признает необходимость продолжения торгово-экономических отношений с Россией: «Они важны для наших производителей, фермеров, крестьян». Согласно информации российских СМИ, сейчас возобновлены переговоры с Москвой о поставках различной грузинской сельскохозяйственной продукции, а 60% экспорта грузинского вина сегодня уже идет именно на российский рынок. Ведутся также консультации о сотрудничестве авиационных служб двух стран, обсуждаются возможные шаги по смягчению визового режима.
Экономика Грузии переживает непростые времена, в торговом обороте страны, например, импорт сильно преобладает над экспортом. Между тем, любой шаг тбилисских чиновников, осознающих позитивное значение контактов с Россией для экономики государства, наталкивается на жесткое сопротивление «ястребов», сторонников жесткого курса. Именно так произошло, к примеру, с продажей «Роснефти» 49% акций логистической компании Petrocas Energy Limited, владеющей и управляющей нефтеналивным терминалом в порту Поти. Сделка стала предметом громких заявлений и административных проверок.
Объявлено также о предстоящем в марте визите в Грузию торговой миссии США. Вопрос о том, насколько этот вояж позволит сбалансировать внешнеторговый баланс кавказской страны и открыть американский рынок для грузинской продукции, остается открытым. А вот его вероятные последствия для российско-грузинского диалога по торгово-экономическим вопросам, думается, спрогнозировать совсем нетрудно.
Конечно, речь идет не только о торговле. 5 февраля, в ходе заседания комиссии НАТО–Грузия обсуждались меры по укреплению обороноспособности Тбилиси, и вопрос о том, как ему помочь подготовиться к вступлению в альянс. В штаб-квартире организации сообщили о предстоящих в 2015 году учениях на территории южнокавказской страны, которые и впредь будут приходить на регулярной основе. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь в ультимативной форме потребовал от России отзыва признания Южной Осетии и Абхазии. Помимо этого, министры обороны стран Североатлантического блока призвали Москву вывести своих военных из признанных Россией в августе 2008 года кавказских государств. При этом в НАТО признают: они не в силах помешать оформлению союзнического договора России с Южной Осетией, как и ранее – с Абхазией. В качестве ассиметричного шага предлагается диверсификация помощи Грузии «на политическом, практическом и дипломатическом уровнях».
В этой связи внимания заслуживают планы создания в Грузии тренировочного центра НАТО для государств-членов альянса и партнеров организации. Отступать от своих планов в Брюсселе не намерены: открытие тренировочного центра в Грузии было запланировано в рамках пакета мер содействия стремлению Грузии к членству в НАТО, утвержденного саммитом альянса в Уэльсе в минувшем сентябре.
По итогам заседания комиссии НАТО-Грузия на уровне глав министерств обороны Й.Столтенберг подтвердил: в работе центра с постоянным военным представительством примут участие члены альянса, в нем будут проходить обучение военнослужащие НАТО, самой Грузии и «стран-партнеров». При этом министр обороны Миндия Джанелидзе сказала, что информация о расположении центра может появиться в конце февраля: в качестве места возможной дислокации называют военную базу Вазиани близ Тбилиси. Одним из пунктов программы визита в Грузию заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу значилось посещение места строительства будущего центра. Известно также, что конкретную помощь в создании центра окажут, в частности, Турция и США.
В приведенных обтекаемых формулировках следует обратить внимание на «партнеров» альянса: они могут быть весьма «экстравагантными». Ведь ранее бывший министр обороны Ираклий Аласания анонсировал создание на территории страны центра по подготовке так называемых «умеренных» сирийских боевиков.
На планы создания в непосредственной близости от южных границ России учебно-тренировочного центра НАТО отреагировал постпред нашей страны при альянсе Александр Грушко: «Нет никакой необходимости для НАТО создавать какие-то центры. Мы, конечно, будем разбираться, о чем идет речь, но, тем не менее, появление в Грузии натовских военных объектов – это шаг в сторону усиления напряженности и ухудшения региональной безопасности». По его словам, «в регионе Черного моря есть все условия, чтобы безопасность обеспечивалась региональными государствами, то есть самими черноморскими странами».
Обеспокоенность более чем понятна – с учетом более чем вероятной трансформации предполагаемого «центра» в полноценную военную базу НАТО. Успокоительные заверения – что называется, от лукавого. Стоило бы лучше прислушаться к заявлениям заместителя генсека НАТО Александра Вершбоу, который перед посещением Тбилиси сообщил: «НАТО полностью поддерживает будущее членство Грузии в альянсе. Все инструменты готовы, чтобы у стремлений Грузии был ход»…
С учетом географической близости Кавказа к Ближнему Востоку создание тренировочных структур альянса, де-факто неподконтрольных властям «принимающей стороны», наверняка «обернется последствиями». И будут они не совсем благоприятными для безопасности Грузии, учитывая непростую внутриполитическую ситуацию в стране, характерной чертой которой является рост радикальных настроений в ряде регионов. Во всяком случае, опыт Иордании и других государств, предоставляющих свою территорию под сомнительные цели — ту же тренировку террористов для Сирии — свидетельствует о том, что «шутки с огнем» могут обойтись весьма дорого. Даже в том случае, если они имеют форму предложений, от которых невозможно отказаться…
Еще одним, пусть и символическим, шагом навстречу западным партнерам, стали планы официального Тбилиси легализовать грузинских наемников, ведущих боевые действия против Новороссии на стороне официального Киева. Не стоит забывать также о лихорадочной активности на охваченной гражданской войной Украине бывшего президента М.Саакашвили, ставшего на родине объектом уголовных разбирательств.
Впрочем, разница в приверженности евроатлантическому выбору прежней и нынешней команды заметна разве что под микроскопом. Так, в ходе Мюнхенской конференции по безопасности грузинская сторона в лице премьер-министра Гарибашвили в очередной раз получила, в частности, от Джозефа Байдена, полную поддержку своих евроатлантических устремлений, выслушала массу комплиментов за неизменность курса, провозглашенного еще прежними властями страны.
Насколько это отвечает подлинным интересам Грузии и всего Кавказа – вопрос отнюдь не праздный. Каналы для диалога с Москвой по-прежнему остаются открытыми, в очередной раз подтвердил спецпредставитель грузинского премьера по отношениям с РФ Зураб Абашидзе. В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что от контактов с Грузией российская сторона никогда не уходила, и «дипломатические отношения не мы прерывали».
Глава грузинского правительства заявляет о настроенности на диалог, однако важно, чтобы возможные переговоры и консультации не обставлялись изначально невыполнимыми условиями. При этом замечу, что активизация военно-технического сотрудничества Тбилиси с НАТО в условиях острого кризиса на Украине с перспективами к дальнейшей эскалации российско-грузинскому диалогу, мягко говоря, не слишком способствует.