Рейтинг@Mail.ru
Аналитики о минских переговорах: благие намерения, дело за выполнением - РИА Новости, 12.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аналитики о минских переговорах: благие намерения, дело за выполнением

© AP Photo / Mykola LazarenkoГлавы государств во время встречи во Дворце независимости в Минске
Главы государств во время встречи во Дворце независимости в Минске
Читать ria.ru в
Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 км, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей.

МОСКВА, 12 фев — РИА Новости. Главное, чего удалось достичь в Минске в ходе многочасовых переговоров лидеров "нормандской четверки" и представителей контактной группы по Украине, — стороны открыли дверь к перемирию. К такому выводу приходят практически все опрошенные РИА Новости эксперты, политологи и парламентарии. Однако наряду с оптимизмом они подчеркивают, что договоренности вовсе не гарантируют не только их точного выполнения сторонами, но и самого урегулирования. Поэтому отмечать успех можно будет только после того, как будет ясно, что прекращение огня в Донбассе соблюдается. Часть специалистов предрекают развитие событий в Донбассе по приднестровскому сценарию, другие же не исключают, что результаты переговоров в Минске могли бы способствовать смягчению антироссийских санкций.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске
Четыре лидера + 16 часов переговоров = надежда на мир в Донбассе
В четверг в Минске президенты России, Франции, Украины и канцлер ФРГ завершили переговоры по урегулированию кризиса на Украине. Практическим итогом переговоров стали два документа. Первый — комплекс мер, направленных на имплементацию минских договоренностей, — приняла контактная группа по урегулированию ситуации на Украине. Помимо собственно прекращения огня и отвода всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния для создания зоны безопасности от 50 до 140 км, минский документ подразумевает проведение конституционной реформы на Украине, в том числе с целью децентрализации, установление особого статуса в отдельных районах Луганской и Донецкой областей. Вторым документом стала декларация в поддержку комплекса мер по выполнению минских соглашений, принятая лидерами "нормандской четверки".

Причины сомнений

Наивно полагать, что после "часа икс" 15 февраля на Украине наступит полная тишина, считает первый замруководителя фракции "Единая Россия", член комитета Госдумы РФ по обороне Франц Клинцевич.

"Договоренности о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений, достигнутые в ходе саммита "нормандской четверки", — основа основ. Только при их соблюдении можно будет говорить о дальнейших шагах", — заявил РИА Новости Клинцевич.

"Конечно, наивно полагать, что сразу после 00.00 часов (01.00 мск) 15 февраля наступит полная тишина. Срывы неизбежны. К сожалению, нет уверенности, что Киев контролирует своих силовиков на местах. Что касается ополченцев, то их заинтересованность в прекращении огня для меня очевидна. В то же время они не будут сидеть сложа руки, если их будут продолжать бомбить", — добавил он.

Тем не менее Клинцевич надеется, что результаты столь авторитетного саммита никому перечеркнуть не удастся. "Такого исторического шанса может больше и не представиться", — отметил депутат.

Как считает первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, выполнение пунктов документа по урегулированию в Донбассе потребует времени.

Комментируя итоги переговоров в Минске, он отметил, что договоренности являются плодом взаимного компромисса.

Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске
Полный текст Минских соглашений
"Будет ли он выполнен во всех своих пунктах, это большой вопрос. Самое как раз более-менее контролируемое — это отвод войск и стрельба. А вот все остальное — политическое урегулирование — требует времени и политической воли от (Петра) Порошенко", — сказал собеседник агентства.

Со своей стороны, народный депутат Украины от фракции "Народный фронт" Сергей Пашинский считает, что реализация достигнутых в Минске соглашений будет зависеть от выполнения пункта о прекращении огня в Донбассе.

"Все зависит от того, прекращаем ли мы огонь. Если прекращаем — это один формат, если не прекращаем — то все это было незачем", — сказал Пашинский в комментариях журналистам в кулуарах Верховной рады. По его мнению, любые пункты минского документа не будут иметь смысла, если стороны не выполнят условия о незамедлительном прекращении огня.

Как отметил заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько, сложный переговорный процесс в итоге привел "к не очень пока конкретным, но все же результатам — договоренности о прекращение огня".

Однако все остальные договоренности, по его словам, можно рассматривать "как декларацию о намерениях — о том, чтобы соблюсти интересы граждан Донбасса, их стремление к автономии и право на принятие самостоятельных решений представителями донбасских элит". Он отметил, что после масштабных разрушений в Донбассе встает вопрос о восстановлении региона, его социально-экономической структуры. Но все эти вопросы будут решаться "в живом порядке".

Гарантий никаких нет

Достигнутые в Минске договоренности вызывают оптимизм, однако зыбкий и неустойчивый компромисс еще не является гарантией последующего урегулирования конфликта на Донбассе, считает глава отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Опрос
Приведет ли достигнутая в Минске договоренность о прекращении огня к разрешению конфликта на Украине?
"Договоренности, на мой взгляд, вызывают чувство оптимизма. Самое главное — что удалось все-таки их достичь, и важно, что стороны были нацелены на результат. И то, что они последовательно и долго в течение ночи шли к этому результату, уже само по себе весьма позитивный знак. Самое главное, что достигнуто соглашение о перемирии, о разъединении сторон и соответствующих шагах в этом направлении", — сказал РИА Новости Данилов.

Однако, по его мнению, достигнутые соглашения еще совсем не гарантия последующего урегулирования. "Это та необходимая точка, от которой можно попытаться двигаться вперед. Здесь есть два вопроса: удастся ли продвигаться вперед по намеченным направлениям, речь идет о конституционной реформе, о признании особого статуса Донецка и Луганска и о связанных с этим вещах. Прогресс на этом направлении будет возможен только в том случае, если завоеванный сегодня плацдарм, говоря военным языком, будет сохранен, что не факт", — считает эксперт.

Данилов подчеркнул, что есть опасения по поводу этого конкретного соглашения о прекращении огня. "Даже президент Путин признал, что так и не удалось окончательно договориться по поводу проблемы Дебальцево, а, как мы понимаем, именно эта проблема на самом деле является ключевой в том, что касается линии отвода войск, — от какой границы считать", — добавил он.

Политолог предполагает, что президент Украины Петр Порошенко, вернувшись в Киев, будет подвергаться очень серьезному давлению и работа, которую наметили проделать российские и украинские военные эксперты по оценке ситуации, может зайти в тупик. "Все будет зависеть от конкретных обстоятельств. В этой ситуации нет гарантий, что кто-то не попытается изменить ситуацию в свою сторону", — сказал Данилов.

Децентрализация или "приднестровизация"

В свою очередь, депутат Верховной рады от фракции "Оппозиционный блок" Нестор Шуфрич, комментируя минские договоренности, выразил надежду, что власти на Украине осознали необходимость проведения децентрализации власти и внесения изменений в конституцию.

"В рамках этих изменений в конституцию мы можем найти тот компромисс, который станет фундаментом для мира и взаимопонимания в нашей стране, для диалога между востоком и западом", — добавил украинский депутат.

Как указал, со своей стороны, эксперт Института Европы РАН Данилов, после переговоров в Минске стороны вынуждены отходить от "запросной максималистской позиции".

"Речь идет в данном случае о том, что ДНР и ЛНР не могу претендовать на подтверждение своей независимости, а Киев не может подтвердить унитарный статус и контроль, суверенитет полностью над территорией страны… Речь идет о достигнутом крайне сложном компромиссе, который зыбкий и неустойчивый. И вот как раз то, насколько стороны будут считать свои интересы неучтенными и не соответствующими результату переговоров, это будет во многом определять будущие события", — заключил он.

Президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске
Переговоры в Минске. Кому все время звонил Порошенко?
Что касается судьбы Донецкой и Луганской республик в составе Украины, то профессор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Слатинов в беседе с РИА Новости не исключил, что в дальнейшем, скорее всего, дело дойдет до "приднестровизации" Донбасса. По его словам, возможно, будут какие-то общие договоренности о ресурсной помощи Донецкой и Луганской областям, чтобы они не превратились в военно-криминальные анклавы.

По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, развитие ситуации на востоке Украины по "приднестровскому сценарию" предпочтительнее боевых действий, поэтому критика в адрес европейских лидеров в том, что они предлагают приднестровский план, неуместна.

"Ситуация в Приднестровье и ситуация на востоке Украины — принципиально разные ситуации. В Приднестровье не гибнут люди, в Приднестровье не разрушаются объекты инфраструктуры, в Приднестровье нет гуманитарной катастрофы. По сравнению с тем, что сейчас происходит на востоке Украины, ситуация в Приднестровье намного предпочтительнее", — сказал Пушков журналистам в четверг.

Он подчеркнул, что именно поэтому сейчас важно прекратить боевые действия и уже на этой основе дальше строить политический процесс, а будет ли ситуация на Украине развиваться по "приднестровскому сценарию" или по какому-то другому, — покажет время.

"Когда "Нью Йорк Таймс" стало критиковать (канцлера ФРГ Ангелу) Меркель и (президента Франции Франсуа) Олланда за то, что они привезли план "второго Приднестровья" в Москву, я думаю, это была неумная и агрессивная критика. Соединенные Штаты вообще ничего не могут предложить, кроме поставок оружия, то есть расширения боевых действий", — добавил он.

Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что на волне национализма Молдавия присоединится к Румынии. В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему, Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией.

Шанс на ослабление антироссийских санкций

Ряд экспертов полагают, что если военные действия рядом с российской границей скоро закончатся, то возникнет основание вернуться к вопросу о санкциях, введенных ЕС против России.

"Мы понимаем, что европейская экономика от этих санкций страдает, хоть и меньше российской, и Евросоюз заинтересован в том, чтобы прекратить войну, и в том, чтобы постепенно восстанавливать нормальные отношений с Россией. То есть вот это замирение создает возможность для постепенного ослабления санкционного режима и деэскалации в отношениях в целом с Европой и Западом", — сказал Слатинов.

Еврокомиссия. Архивное фото
Глава Еврокомиссии: сейчас не время для санкций против России
Со Слатиновым согласен председатель правления чешской Торгово-Промышленной палаты по связям со странами СНГ Вацлав Петршичек, который тоже полагает, что результаты переговоров в Минске могли бы способствовать, кроме прочего, смягчению и постепенному устранению антироссийских санкций.

"Я очень рад, что в Минске состоялись переговоры в "нормандском формате", и очень надеюсь, что их результаты поведут к мирному разрешению ситуации на востоке Украины, а также к смягчению и постепенному устранению антироссийских санкций", — сказал Петршичек.

"Что бы там ни говорили некоторые наши политики о том, что последствия этих санкций для Чехии будут невелики, но речь, по нашим подсчетам, фактически идет более чем о 100 миллиардах крон (около 4,5 миллиарда долларов), за которыми необходимо видеть возникшие проблемы для десятков конкретных предприятий и десятков тысяч работающих на этих предприятиях людей", — заявил РИА Новости руководитель ТПП Чехии.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала