Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Американcкое общественное мнение по украинской проблематике расколото, и все же в правящих кругах США зреет решимость завершить конфликт в Донбассе военной силой. Европейские политики тоже недолюбливают Россию, однако реалистичнее смотрят на ближайших соседей, и дальнейшее давление США ведет к расколу в НАТО и Европе.
Берлинская стена вокруг Донецка
Вашингтон колеблется на опасной грани худого мира и доброй войны, пытаясь вернуть Россию в послушное состояние 9 декабря 1991 года. Иначе не пройти дальше, к центру Евразии — с самыми демократическими намерениями.
На днях группа авторитетных американских специалистов в военной и дипломатической сферах опубликовала доклад "Сохранить независимость Украины, противостоять российской агрессии". Смысл текста таков: США должны начать на Украине войну с Россией чужими руками, а для этого поставить украинцам оружие. При этом данные разведки НАТО и Украины совпадают: большинство ополченцев — местные жители, украинские граждане. То есть в борьбе с "российской агрессией" допускается уничтожение американским оружием значительной части населения Донбасса.
6 февраля Белый Дом обнародовал стратегию национальной безопасности на 2015 год, квинтэссенция которой — применение силы в интересах США по всему миру, при необходимости — в одностороннем порядке. Если это не угроза миру, то наверняка не демократия и, возможно, грядущая военная диктатура.
7 февраля главком НАТО Филипп Бридлав заявил, что страны Запада не должны исключать военный вариант разрешения конфликта на Украине. Еще теплее.
Все очарование ковбойского стиля внешней политики США передает американо-британская журналистка (и жена польского политика Радослава Сикорского) Энн Аппельбаум в The Washington Post: "Если не послать в Донецк 82-ю воздушно-десантную дивизию, сложно понять, как даже самая современная американская боевая техника сможет воспрепятствовать созданию Новороссии, поскольку этот процесс уже идет. Сейчас Западу нужна не просто военная политика, а всесторонняя и долгосрочная стратегия, предназначенная для укрепления украинской государственности и постепенной интеграции Украины в Европу. Мы можем начать обучение не только украинских военных, но и сотрудников спецслужб, которые были просто разрушены прежним президентом страны. Мы можем более активно настаивать на проведении экономических реформ, поддерживая их реальными финансовыми обязательствами. Мы можем отнестись к этому как к долгосрочному проекту… Для этого вокруг Донецка надо построить Берлинскую стену в виде демилитаризованной зоны, а с остальной Украиной обращаться как с Западной Германией".
Энн Аппельбаум и ей подобные прожектеры мечтают навсегда отрезать от России несколько миллионов проживающих на Украине этнических русских. Однако этот стройный план упирается в грубую стену мироздания и неопределенные источники финансирования.
Так называемая проекция силы на Украине столкнулась с иной силой. Ситуация напоминает дзюдо: всякое усилие США может быть использовано противником для броска и развития инициативы.
Жадность фраера погубит
События последних дней, визиты канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Оланда в Киев и Москву, разночтения по украинской проблематике на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности свидетельствуют о принципиальном расхождении взглядов большинства европейских лидеров и руководства США. Старые схемы решения конфликтов на Украине уже не работают, а новых еще нет.
Унифицированные марионетки Запада на Украине шаг за шагом повторяют судьбу своих предшественников в Грузии. Европа разделена и неэффективна. Все ждут, кто оплатит украинский банкет. Однако добрых намерений больше, чем кредитов.
На этом тревожном фоне Вашингтон инициирует новую, наземную операцию против Исламского государства. Пусть Европа лишний раз осознает лидирующую роль США и собственные перспективы. Как справедливо заметил Келли Влахос в газете The American Conservative: "После десяти с лишним лет войн в Афганистане и Ираке самым серьезным завоеванием Америки стало то, что она вернула мировой порядок в средневековье".
Неоднозначный опыт внешней политики США требует дальнейшего развития полицентричного мирового рынка военных конфликтов. Выгодно иметь русофобскую Украину в качестве подрядчика для ведения войны. Украину, в которой никто не задается простым вопросом: как революционное возмущение олигархами повернули против русского языка и самой России? Потому что в ответе можно различить управляемое стадо с заокеанским пастырем. Кстати, у США нет каких-либо международных обязательств по защите Украины. Просто американский Марс — это суровый и небескорыстный ковбой с винтовкой М-16 и калькулятором вместо интеллекта.
С другой стороны, впервые за двадцать лет Россия объединена общей и справедливой геополитической целью самосохранения, которой не требуется одобрение Запада.