Центр международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня»
Выражаясь официально, целью А.Вершбоу был мониторинг имплементации «существенного пакета» блока для Грузии. Расшифруем: содержимое «пакета» определяет формат сотрудничества Тбилиси и Брюсселя, предполагает «развитие оборонных возможностей, проведение тренингов, учений и усиление совместимости ВС Грузии и НАТО». Этот формат предусмотрен в соответствии с решением саммита альянса в Уэльсе, который прошел 4-5 сентября 2014 года.
Вхождение Крыма в состав России западные эксперты сравнили с войной 2008 года, когда Москва, по их уверениям, «аннексировала» грузинские регионы. Аманда Пол, эксперт Европейского центра политических исследований, заявила, что ситуация с Крымом «восходит к кризису 2008 года», когда Москва «оккупировала» территории двух бывших грузинских автономий, а потому Тбилиси, как и Киев, нуждается в защите от России. Именно поэтому и было принято решение о «существенном пакете» для Грузии — как формате отношений Тбилиси и Брюсселя.
Содержимое «пакета» предусматривает создание в Грузии Объединенного центра учений и оценки. На его территории будут проходить подготовку не только военнослужащие ВС Грузии, но и стран-членов и партнеров альянса. Пока точное месторасположение центра НАТО не называется, не исключено что он будет располагаться недалеко от границ с Южной Осетии и Абхазией.
В июле 2014 года конгресс США был близок к принятию решения о наделении Грузии, наряду с Украиной, статусом «основного союзника вне НАТО», что могло подстегнуть милитаризацию страны. А в сентябре, сразу после саммита НАТО, стало известно: Грузия готова предоставить США свою территорию для тренировки боевиков сирийской «умеренной оппозиции». И хотя позже в Тбилиси эту информацию опровергли, соседи Грузии проявили аргументированные опасения. В годы первой Чеченской войны Панкисское ущелье было использовано в качестве перевалочного пункта бандформирований, и сегодня нет никаких гарантий того, что лагерь «умеренной оппозиции» не станет перевалочным пунктом для боевиков перед их заброской в Россию. Пока никто в Тбилиси, Вашингтоне и Брюсселе не ответил на вопрос, почему лагерь боевиков «сирийской оппозиции» будет располагаться на территории Грузии, а не Турции, которая граничит с Сирией.
Также, в рамках «пакета», предполагается проведение регулярных совместных учений, которые, по словам бывшего министра обороны Ираклия Аласания, «станут еще одним сдерживающим фактором растущей агрессивности России».
Визиту А.Вершбоу предшествовало заседание Комиссии Грузия-НАТО в Брюсселе, состоявшееся 15 января: обсуждались вопросы реализации Годового национального плана и ход реформирования грузинской армии по стандартам НАТО. На этой же встрече заместитель генерального секретаря альянса заявил, что «НАТО полностью привержена будущему членству Грузии».
Инспекционная поездка А.Вершбоу, судя по его словам, прошла достаточно успешно. Отметив «зрелость демократии» в гостеприимной стране, он объявил, что Грузия «может экспортировать безопасность». Возможное создание базы «умеренной сирийской оппозиции» станет первой экспортной поставкой «безопасности» из Грузии в Сирию.