ВОРОНЕЖ, 3 фев — РИА Новости. Рост цен на продукты питания в магазинах центральных областей России с конца декабря 2014 года составил до 50%, сообщают территориальные органы Росстата.
Рост цен начался осенью прошлого года — к традиционному сезонному подорожанию добавились ослабление рубля, продуктовое эмбарго и другие факторы. В итоге, например, в Воронежской области с начала осени по 31 декабря 2014 года стоимость гречки выросла на 130%, капусты — на 90%, картофеля — на 50%, яиц — на 40%, яблок — на 24%, риса — на 23,4%, рыбы — на 22%, сахара — на 21,4%. В Тульской области с октября 2014 года по январь 2015 года зафиксирован рост цен на гречку, картофель, капусту, лук, морковь и помидоры от 10 до 53%.
В 2015 году рост цен продолжился.
Всё выше и выше
По данным калужского территориального органа статистики, на конец января в этой области наибольший рост цен зафиксирован на овощи. Морковь по отношению к концу декабря 2014 года подорожала на 47,8%, а по отношению к 19 января — на 6,3%. Свежие помидоры и капуста выросли в цене, начиная с декабря, на 41,9%, а с середины января — на 15,8% и 2,1% соответственно. Лук репчатый подорожал с конца прошлого года на 37,9%, с середины января — на 5,5%.
А вот стоимость свежих огурцов с середины первого месяца года даже упала в цене — на 0,4%, но по сравнению с концом декабря рост составил 37,8%. Из других продуктов бросается в глаза подорожание картофеля: 18% по сравнению с декабрем и 3,7% по сравнению с серединой января, мороженой рыбы — 8,1% и 2,5%, сыров — 6,8% и 1,2%, яблок — 6,3% и 5,6% соответственно.
В Воронежской области, по информации Воронежстата, стоимость огурцов с конца прошлого года росла так: с 135,6 до 151,87 рубля за килограмм к середине января и до 158,53 рубля — ко 2 февраля. Цена на морковь "ползла" вверх с 28,98 до 30,74 рубля, а к началу февраля — до 34,3 рубля за килограмм, на белокочанную капусту — от 29,81 до 31,45 рубля и 34,69 рубля за килограмм, на репчатый лук — с 25,31 до 26,54 и 30,47 рубля за килограмм.
Проверка показала
Рост цен на продукты привел к массовым прокурорским проверкам. В Ярославской области необоснованное завышение стоимости было зафиксировано на детское питание, овощи и рыбу цены (до 50%), в магазинах Липецкой области — от 20% (свекла и сыры) до 60% (томаты).
"Так, за период с 29 декабря 2014 по 12 января 2015 цена на замороженную неразделанную рыбу возросла в среднем по области на 6%, на морковь — в размере 5,8%, на капусту — в размере 15%. В ряде магазинов города Ярославля наценка на данные виды продуктов составляет от 27 до 50%", — сообщает прокуратура Ярославской области.
В Воронежской области "отличились" в основном местные торговые сети, в Тульской — необоснованно завышались цены на детское питание.
"В ходе проверок были вскрыты факты необоснованного завышения стоимости продовольственных товаров, входящих в группу социально значимых… В ООО "С.В.С." вскрыты факты необоснованного завышения цен на капусту — 30%, томаты — 60%, свеклу — 20%. Рост цен на сыры в магазине "Пятерочка" составил от 20% до 47%", — сообщает прокуратура Липецкой области.
Прокуратура Белгородской области в проверках сделала упор на местных производителей, и в итоге возбудила более 40 административных дел по фактам необоснованного завышения цен на продукты в торговых сетях.
Спокойными могут быть покупатели в Костромской и Рязанской областях — здесь надзорное ведомство не нашло нарушений закона в повышении цен на продукты и признала их рост обоснованным.
Виноваты поставщики?
Причиной роста стоимости продуктов все торговые сети назвали повышение цен поставщиками.
"Ходит прокуратура, проверяет… А что проверять, если поставщики повысили… С сегодняшнего дня "Молвест" поднял цены на свою (молочную) продукцию — от 3 до 10%. Хлеб уже поднялся, колбасные изделия… Оставалось только молоко", — сказала РИА Новости начальница коммерческого отдела сети магазинов "Центрторг" Екатерина Долгачева. По ее словам, новый виток цен на молочную продукцию ожидается в апреле.
По мнению директора по внешним связям ГК "Дикси" (сеть универсальных магазинов "шаговой доступности") Екатерины Куманиной, несмотря на тот факт, что на розничную стоимость влияет множество факторов, в том числе и валютные колебания, сегодня зачастую динамику стоимости определяют уведомления от поставщиков о повышении закупочных цен.
"Но если для одних поставщиков намерение повысить цены — это объективная необходимость, обусловленная целым рядом факторов, влияющих на себестоимость продукта, для других — попытка воспользоваться ситуацией нестабильности", — считает Куманина.
По ее словам, задача профессионального ритейлера — отличить одно от другого и не допустить необоснованного роста цены.
При этом сети сохраняют за собой право анализировать каждое уведомление о повышении цен, требуя от поставщика убедительных аргументов.