Александр Андреев, для МИА "Россия сегодня"
На прошлой неделе многие финансовые аналитики обсуждали "сенсацию": ЛУКОЙЛ впервые с 2006 года обошел по рыночной капитализации "Роснефть", став самой дорогой нефтяной компанией России. Затем, правда, госкомпании удалось вернуть лидерство. В понедельник капитализация ЛУКОЙЛа составляла уже $34,526 млрд, а "Роснефти" — $35,366 млрд.
Итак, ЛУКОЙЛ оказался "калифом на час". Стоит ли это воспринимать как сенсацию? Или рыночная капитализация давно уже не отражает фактические финансовые и экономические показатели компаний и, в первую очередь, зависит от психологии участников фондового рынка?
Взять, к примеру, капитализацию Facebook, которая составляет около 200 млрд. долларов, и значительно превышает капитализацию такого рыночного гиганта, как Toyota. Звучит абсурдно, но это, действительно, так. Или компания "Сургутнефтегаз", чистые денежные активы которой составляют более 35 млрд долларов, а рыночная капитализация — всего 20 млрд.
Что касается мимолетного лидерства ЛУКОЙЛа, оно объясняется довольно просто. В последнее время компания резко сокращает свои инвестиционные программы, избавляется от так называемых "непрофильных активов" и наращивает дивиденды в долларовом эквиваленте. Понятно, что рынок реагирует на увеличение дивидендов спекулятивным повышением цены акций.
Временно показатели компании улучшаются, ей удается привлечь краткосрочные инвестиции. Однако в итоге отказ от сервисных подразделений и различных вспомогательных служб, скорее всего, приведет к падению прибыли (ведь компании потом придется приобретать эти услуги на внешнем рынке). Об этом, разумеется, нельзя забывать.
Сейчас ЛУКОЙЛ, безусловно, укрепил свои позиции на фондовом рынке. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, "как правило, такие действия предпринимаются при предпродажной подготовке — когда владельцы хотят продать либо очень крупный пакет компании, либо всю компанию целиком". Достаточно вспомнить историю "Сибнефти", ЮКОСа, ТНК-BP. Все "эффективные менеджеры", управлявшие этими компаниями, готовили их к продаже, избавляясь от непрофильных активов, увеличивая выплату дивидендов, и таким образом привлекая инвесторов к своим ценным бумагам.
Следует отметить, что "рыночная капитализация" все чаще становится инструментом спекулянтов, которые используют позитивную информацию, чтобы заработать на повышении курса и негативные слухи, чтобы заработать на его падении (вспомним валютные войны Джорджа Сороса) — в общем, работают на точках перегиба.
Как отметил экономист Никита Кричевский в своей статье "Обманчивая капитализация", опубликованной на днях на портале lenta.ru, "Россия и отдельные сектора нашей экономики находятся под существенными финансовыми и технологическими ограничениями, а это затрудняет адекватную оценку реальной стоимости компаний. В таких условиях потенциальным инвесторам стоит отдавать предпочтение наиболее надежным активам, к которым в первую очередь относятся компании с преобладающей долей государства в акционерном капитале".