ПАРИЖ, 3 фев — РИА Новости, Даниил Низамутдинов. В рамках традиционного Салона ретромобилей в Париже в пятницу состоится аукцион, на котором с молотка уйдет часть утраченной ранее коллекции — автомобили класса люкс легендарных марок: Bugatti, Hispano-Suiza, Talbot-Lago, Panhard et Levassor, Maserati, Ferrari, Delahaye, Delage… Жемчужиной торгов станет раритетная Ferrari 250 GT SWB California Spyder, которая в 1960 годы принадлежала французскому актеру Алену Делону.
История появления коллекции на аукционе в последние два месяца наделала шуму во французских и мировых СМИ: в течение почти пятидесяти лет большинство машин хранилось в полуразрушенных сараях и под шаткими, ржавыми навесами из гофрированного железа в частном имении на западе Франции.
"Однажды мне позвонила дама, которая сказала, что хочет выставить на продажу Ferrari California Spyder и другие машины и приглашает нас приехать, чтобы произвести оценку. Я подумал, что это какая-то шутка или розыгрыш, потому что этого не может быть! Но, услышав ее имя — госпожа Байон, — решил, что это может оказаться правдой", — заявил в интервью РИА Новости специалист организатора торгов аукционного дома Artcurial Пьер Новикофф (Pierre Novikoff).
По его словам, при упоминании имени звонившей в памяти всплыла история Роже Байона (Roger Baillon), в середине ХХ века сколотившего состояние на транспортном бизнесе. Талантливый инженер и механик, Байон в послевоенные годы сначала открыл предприятие, занимавшееся кузовными работами и ремонтом грузовых машин, а затем, применив на практике собственные разработки, построил успешную транспортную мини-империю, одного из крупнейших транспортеров грузов на западе страны.
Будучи страстным любителем автомобилей, Байон на часть вырученных средств начал собирать автоколлекцию, зачастую скупая как нуждавшиеся в ремонте образцы 1920 годов выпуска, так и современные машины. Вместе со своим сыном Жаком он мечтал создать крупнейший в мире частный музей в приобретенном для этого в районе Ньора имении. Увы, мечте не суждено было воплотиться в жизнь: в 70-е годы компания Байона начала испытывать проблемы, в январе 1978 она была признана банкротом, а сам предприниматель был обвинен в уклонении от уплаты налогов и в результате вынужден продать значительную часть коллекции.
"Для господина Байона это стало тяжелым психологическим ударом: он считал, что его несправедливо лишили этих машин, что их у него украли. После этого он создал в имении своего рода святилище, закрыл доступ в парк, где стояли автомобили, и запретил посторонним приближаться к его собственности", — сказал Новикофф. С тех пор остатки коллекции так и покоились нетронутыми: лишь после смерти Жака Байона в 2013 году семья решила выставить машины на продажу.
Собеседник агентства отметил, что наибольший интерес в ходе будущих торгов, безусловно, вызовет Ferrari 250 GT SWB California Spyder 1961 года выпуска — редчайший образец, всего было выпущено 37 таких машин. Автомобиль ценен и сам по себе, однако у этого экземпляра еще и знатная личная история — новую машину приобрел французский артист Жерар Блен, который в 1963 году продал ее другому знаменитому актеру — Алену Делону. Существуют фотографии, на которых Делон запечатлен за рулем этой машины. "Это совершенно великолепная находка, настоящее сокровище. Все считали, что машина была продана, следы утеряны. Ее оценочная стоимость сегодня составляет 10-12 миллионов евро", — отметил Новикофф.
Другие яркие образцы коллекции: Maserati A6G Gran Sport 1956 года выпуска (эстимейт — 0,8-1,2 миллиона евро) и еще одна "машина знаменитостей" — Ferrari 275 GTB (2,75-3,25 миллиона евро), принадлежавшая актеру Роже Вадиму (урожденный Вадим Племянников) и актрисе Джейн Фонде. "В коллекции также есть три автомобиля Talbot-Lago в кузове Жака Саутчика (знаменитый конструктор-кузовщик, белорусский иммигрант Яков Савчук), два из которых вообще никогда не видели — все считали, что они были уничтожены", — сказал эксперт Artcurial.
К сожалению, время не пощадило большинство машин: кузова прогнили, покрылись ржавчиной, в сидениях устроили гнезда крысы. Однако эти экземпляры даже в таком состоянии представляют серьезную ценность, поскольку находятся в почти что первозданном виде. "Коллекционеры скажут вам, что очень важно найти машину, которую никогда не реставрировали, никогда не трогали. Это именно тот случай: господин Байон просто пригнал автомобили в свое имение и там их и оставил, с тех пор их никто не трогал в течение нескольких десятков лет, поэтому они остались в той же комплектации, какими были в 60-70-е годы", — пояснил Новикофф.
Он отметил, что аукционный дом уже получил массу обращений относительно будущих торгов. "Нам звонят со всего мира — очень много американцев, англичан, швейцарцев. Есть интерес со стороны представителей азиатских стран и стран Ближнего Востока, а также из Чехии, Болгарии, Румынии и России", — сказал собеседник агентства.