О перспективах работы миссии Международного Комитета Красного Креста на востоке Украины в условиях усилившихся с 9 января боев в регионе, ситуации с расследованием гибели сотрудника Комитета Лорана Этьена дю Паскье и препятствиях в проведении гуманитарных операций в интервью корреспонденту РИА Новости Елизавете Исаковой рассказал начальник Главного управления оперативной деятельности МККК в Европе и Центральной Азии Лоран Корба.
— Господин Корба, на востоке Украины сложилась крайне тяжелая ситуация. С 9 января усилились бои в Донецкой и Луганской областях. Не планирует ли миссия МККК на время приостановить свою деятельность в Донецке и Луганске из соображений безопасности?
— Нет. Две наши команды до сих пор находятся в Донецке и Луганске, и у нас нет никаких планов их оттуда забирать. Мы намерены остаться. Это правда, что иногда ситуация с безопасностью очень плохая, в том числе в городе. И, конечно, из-за продолжающихся боев, обстрелов и подобных вещей невозможно работать на том уровне, на котором мы хотели бы это делать.
Таким образом, иногда нам приходится оставаться в гостинице или в здании в зависимости от ситуации, но это не означает, что мы покинем эту зону. Мы намерены остаться и продолжать работу. Временно она может приостанавливаться из-за боевых действий. Как и горожане — они ходят по магазинам, но иногда, в зависимости от ситуации, остаются дома.
— То есть приостановка работ не будет долговременной, как это было в октябре прошлого года?
— Нет. Ситуация, с которой мы столкнулись в октябре, была совершенно иной, потому что у нас был очень серьезный случай, связанный со смертью нашего коллеги. И мы должны были понять причины, которые стоят за этим убийством, и саму военную ситуацию. И это вынудило нас остановиться на некоторое время.
Сейчас совсем не такой случай. Даже если и есть сильные обстрелы в нашем районе, как это было в прошлые выходные, мы все также нацелены на работу в Луганске, Донецке и на прилегающих территориях, таких как Мариуполь, Северодонецк или другие.
Речь идет о коротких паузах в работе в зависимости от ситуации. Это может быть несколько часов или один день. Так что ситуация совершенно другая по сравнению с октябрем.
Мы вернулись в город. Мы считаем, что у нас есть гарантии безопасности, достаточные для продолжения работы там. Мы понимаем, что там идет война, и иногда на войне ты должен адаптироваться к обстоятельствам. Так что ты временно прекращаешь свою работу, потому что ты видишь, что бои усилились, и ты не хочешь подвергать себя риску.
Конечно, мы сожалеем, что подобная ситуация развивается в городе, в среде, где большинство жертв — это мирные граждане. И ситуация, которая сегодня развивается в этом районе, ужасна. Это противоречит всем принципам международного гуманитарного права, и мы надеемся, что в будущем будет обеспечено гораздо большее уважение к гражданскому населению.
— На данный момент работа продолжается и у команд есть достаточно запасов для осуществления своей деятельности? Проблем с доставкой нет?
— У нас была возможность обновить все наши запасы за последние недели. И, да, в оба города — Луганск и Донецк — мы можем направить конвой с едой, вещами первой необходимости, гигиеническими средствами, одеялами и другими подобными вещами. Так что наши склады хорошо снабжены.
— Я задала предыдущий вопрос в связи с заявлением на прошлой неделе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека о том, что введенный руководством Киева режим пропусков для территорий вокруг линии разграничения может негативно сказаться на работе международных организаций по оказанию гуманитарной помощи на востоке Украины.
— Мы подтверждаем это. Мы уже работаем над этой ситуацией. И такие пропуска были выданы почти 200 нашим сотрудникам — как украинским, так и иностранным гражданам. Это правда, что это все же ограничение, но мы работаем над ситуацией и уже получили пропуска.
— То есть проблемы с этим нет?
— Я бы не назвал это проблемой. Это дополнительное препятствие, но над этим можно работать.
— Появились ли у МККК новые данные из Киева в связи с расследованием гибели в октябре прошлого года вашего сотрудника, гражданина Швейцарии Лорана Этьена дю Паскье?
— Мы провели наше собственное расследование, но его результаты не будут опубликованы в прессе. Это было только для нашей информации.
Заключение было следующим: ситуация достаточно безопасная для того, чтобы наши команды в Луганской и Донецкой областях продолжили и возобновили свою деятельность.
— Киев вас держит в курсе проводимого расследования? Результат есть, данные вам предоставили?
— Мы находимся в диалоге с обеими сторонами, как в Киеве, так и властями, контролирующими Донецк. Мы изучили информацию, которую мы получили (от сторон — ред.), которую мы сами собрали, а также информацию, которую мы получили от различных НПО, очевидцев на местах или наблюдателей ОБСЕ. И мы сейчас полагаем, что у нас есть достаточные гарантии для работы в относительно безопасном ключе.
— А сколько в настоящий момент у МККК людей в Донецке и Луганске?
— Всего на конец декабря у нас на Украине находилось почти 200 сотрудников, около 70 из которых — это иностранцы, остальные местные. В Донецке у нас сейчас 10 местных сотрудников и семь иностранных, в Луганске двое местных работников и пятеро иностранцев. Кроме того, у нас есть офисы в Северодонецке, Харькове, Одессе, Мариуполе и Киеве.
— В прошлом году МККК говорил об увеличении миссии…
— У нас сегодня есть люди, которые постоянно находятся на месте, а также те, кто приезжает и уезжает в зависимости от района, нужд и тому подобных вещей. Мы сейчас можем направить дополнительно людей, смотря по ситуации. Сейчас в Донецке ситуация довольно тяжелая. Вчера было тихо, а сегодня обстрелы могут возобновиться. Так что в данном случае я предпочитаю, чтобы на точке не было слишком много человек.
— А у вас есть возможности для эвакуации персонала, если обстрелы усилятся?
— Если обстрелы усилятся, мы сможем передвинуть наши группы из одного места в другое, но мы все же останемся в регионе.
— Как вы в целом оцениваете нынешнюю ситуацию на востоке Украины?
— Ситуация очень сложная. Во-первых, у нас тяжелая ситуация с гражданским населением. Большое количество мирных жителей погибло с обеих сторон. Мариуполь обстреляли на выходных, автобус около Донецка был обстрелян на прошлой неделе. Все это, конечно, полностью неприемлемо, но это, к сожалению, продолжается. Мы надеемся, что политическое решение поможет взять ситуацию под контроль и сохранить больше жизней гражданского населения.