Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

России нужна эффективная бюрократия

© Фото : предоставлено Игорем БочарниковымИгорь Бочарников, эксперт Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня", руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Игорь Бочарников, эксперт Зиновьевского клуба МИА Россия сегодня, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Читать ria.ru в
По мнению эксперта Зиновьевского клуба Игоря Бочарникова, России необходимо провести ревизию чиновничьего аппарата и избавиться от "балласта".

Бочарников Игорь Валентинович, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Бюрократия, безусловно, является необходимым институтом системы государственного или иного рода управления. В то же время ‒ это социально-политическая среда, обволакивающая органы управления и устанавливающая порой свои собственные принципы и правила их функционирования.

От того, насколько эффективна бюрократия, зависит качество принимаемых решений, их оперативность и результативность. Если она эффективна, то эффективна и сама система управления в целом и, в первую очередь, государственного, как основы организации всей социальной, политической и иной жизни в стране.

Эту закономерность доказывает как исторический, так и современный опыт, и зарубежный, и отечественный.

Как бы ни относились у нас в стране к США и их европейским полувассальным образованиям, нельзя не отметить качество их бюрократии и, соответственно, эффективность ее работы. Главный принцип работы зарубежной и, особенно англосаксонской бюрократии ‒ профессионализм, компетентность, прагматизм, способность принимать решения и нести ответственность за последствия их реализации. Чиновник должен быть эффективен, в противном случае не будет работать чиновником.

Но самым главным критерием для евро-американского чиновника является то, что в своей деятельности он должен руководствоваться исключительно интересами государства, а не партийными, клановыми или иного рода потребностями. Другими словами, он должен стоять на страже интересов государства, а не какой-либо отдельной личности, пусть даже и выдающейся или социальной группы.

Именно поэтому чиновник на Западе уважаем, а сама профессия госслужащего престижна, поскольку очевидна ее общественная полезность.

Чиновники, архивное фото
СМИ: зарплата чиновников в России будет зависеть от их эффективностиСейчас оклад российского чиновника состоит из трех частей: должностной оклад, оклад за классный чин и дополнительные выплаты. Помимо этого, возможна ежемесячная надбавка за работу с гостайной, премии за особо важные задания и выплата за отпуск.
Что касается отечественной бюрократии, то критерии ее функционирования и, соответственно, признания, несколько иные. У нас уважаем не просто чиновник, а, исключительно, вышестоящий, поскольку от него зависит материальное благополучие нижестоящего. Важнейшим же принципом формирования бюрократического аппарата является клиентелизм, когда принцип личной преданности становится доминирующим при назначении на те или иные должности. Соответственно, и в основе работы нашей бюрократии лежит не ответственность и компетентность, а осторожность по принципу: "лучше не сказать, чем сказать, лучше не сделать, чем сделать", поскольку любое действие может вызвать неодобрение, а иногда и зависть. Это в лучшем случае, в худшем же ‒ может стоить чиновнику его места.

Отсюда и неэффективность нашей отечественной бюрократии, ставшая, по сути, уже легендарной. Причем подтверждается эта легендарность не только гоголевскими сюжетами, но и недавним прошлым, а также реалиями сегодняшнего дня. Невзирая на все катаклизмы, будь то крупные, средние, а уж тем более малые, наша бюрократия демонстрирует устойчивость и способность к выживанию. Рушится государство, а бюрократия остается.

Подобное в нашей истории было уже по крайне мере дважды. Наиболее показательно в этом плане крушение Российской империи, свершившееся во многом из-за коллапса системы управления, сформированной по принципу личной преданности императору, которого в конечном же итоге и предали.

Аналогичным образом произошла трагедия Советского Союза, в котором принцип подбора кадров осуществлялся на основе преданности делу партии и социализма, а на самом же, деле — вышестоящему партийному руководству.

В начале 50-х годов XX столетия замечательный философ Милован Джилас, будучи вторым человеком в партийной и государственной иерархии социалистической Югославии, написал книгу "Лицо тоталитаризма", где среди основанных признаков сложившейся в СССР политической системы определил наличие "класса бюрократии". При этом уже тогда он сделал вывод о том, что Советский Союз обречен в силу того, что представители класса бюрократии по своим деловым, моральным и иным качествам были ниже среднего уровня.

Время показало, что Джилас был прав. Союз рухнул в силу трусости, некомпетентности и откровенного предательства как "местечковой", так и общесоюзной бюрократии.

Прав был и Александр Зиновьев, констатировавший, что главную роль в разрушении феномена мировой цивилизации — советского сверхобщества, опередившего развитие западного мира, — "сыграли, те, кто, по идее, должен был его защищать, — сами советские руководители, идеологи, привилегированные категории граждан" (см. Зиновьев А.А. Советский вклад в социальный прогресс человечества. В кн. Распутье. М.: Изд-во Элефант, 2005. С.89.).

И поэтому, несмотря на волеизъявление более 70% населения, СССР прекратил свое существование. Бюрократия же, оставшаяся в наследство от советских времен, прекрасно адаптировалась к новым реалиям, и уже в новых условиях демонстрирует свою устойчивость, в том числе в условиях текущего кризиса.

Свидетельство тому — достаточно вялая реакция на санкции, угрозы и иного рода вызовы, связанные с внешнеполитическим прессингом России. Наша бюрократия в этой ситуации просто замерла в ожидании. Это, в свою очередь, провоцирует очередной виток санкций, причем не только со стороны США и Евросюза, но и таких экзотических стран, как британские доминионы ‒ Канада и Австралия, роль которых в мировой политике весьма незначительна.

Вся надежда в данном случае на президента страны ‒ сильного и авторитетного лидера, признанного таковым не только в России, но и за ее пределами.

Безусловно, "сильный" глава государства, ориентированный на реализацию национальных интересов, является важнейшим фактором, предопределяющим эффективное развитие страны. Эта аксиома справедлива для любого государства, но для России она обретает особое значение. Подтверждением тому является деятельность во главе государства Петра I, Елизаветы, Екатерины II, Александра III, да и И.В. Сталина, которые, безусловно, таковыми являлись и во многом благодаря их личностным данным, в том числе воле, целеустремленности, ориентированности на реализацию национальных интересов, Россия выходила на уровень ведущего государства мирового сообщества.

Но беда в том, что с их уходом рушилась выстроенная ими система управления, и Россия "откатывалась", сдавала свои позиции. Происходило это потому, что бюрократическая система, сформированная ими, была ориентирована на "ручное" управление, без которого она или оказывалась беспомощной, или погружалась в различного рода межэлитные и межклановые разборки.

Конечно же, "ручное" управление чрезвычайно эффективно. Эффективно потому, что предполагает реализацию экстраординарных мер. Но эти меры хороши только в условиях необходимости преодоления кризиса. Если же они становятся повседневной реальностью, то происходит привыкание к ним и их девальвация.

Бюрократическая система должна постоянно или системно эффективно работать, а не только в режиме "ручного" управления. Работать так, как работает в странах евроатлантического сообщества, когда даже при невзрачном лидере, каковых в настоящее время предостаточно, она способна решать задачи обеспечения национальных интересов.

Чиновники получат по заслугам
Чиновники получат по заслугамМинтруд через три года планирует перевести российских чиновников на <a href="http://ria.ru/society/20150119/1043144647.html"> "эффективные контракты"</a>, в которых размер зарплаты зависит от достижения определенных показателей. Пока по такой системе трудятся учителя и медработники.
А для того, чтобы она таковой была у нас в стране, необходимо изменение подходов к формированию аппарата управления. Конечно же, речь не идет о каких-либо радикальных мерах, но избавляться от "балласта" необходимо. Необходима ревизия чиновничьего аппарата. Думается, что содержать сонмище чиновников, главным императивом деятельности которых является исполнение воли и пожеланий вышестоящего начальника непозволительная роскошь даже в условиях стабильного развития, не говоря уже о кризисных ситуациях, подобных современным. В системе управления должны быть компетентные, а не преданные должностные лица, в силу того, что некомпетентные чиновники обрастают таким же некомпетентным окружением. Что же касается преданности, то здесь следует иметь в виду, что у "преданности" и "предательства", по всей видимости, один и тот же корень, и первое легко может перейти во второе, если это будет выгодно.

России нужна эффективная, а не преданная бюрократия. Тогда и угрозы, вызовы и риски ее национальной безопасности не будут столь значимы, как сейчас, или, по крайней мере, будут нейтрализовываться и преодолеваться с меньшими издержками.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала