МОСКВА, 26 янв — РИА Новости/Прайм. Ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РоАД) попросила правительство разрешить использовать материнский капитал для покупки нового автомобиля для семьи, а также запустить программу льготного кредитования путем субсидирования ставки или целевого фондирования банков, копия соответствующего письма на имя премьер-министра Дмитрия Медведева есть в распоряжении РИА Новости.
Это уже четвертое обращение РоАД в правительство с просьбой возобновить субсидирование автокредитов. Предыдущее письмо ассоциация направила на следующий день после совещания по поддержке рынка автомобильной техники, которое провел Медведев 2 декабря в Набережных Челнах. По итогам совещания премьер поручал ведомствам рассмотреть возможность как запуска льготного автокредитования, так и использования материнского капитала на покупку машин.
По мнению РоАД, для семей, у которых уже решен жилищный вопрос, возможность приобретения автомобиля с использованием материнского капитала станет шансом для оперативного инвестирования средств. "В итоге эти деньги вернутся в реальный сектор, обеспечив загрузку российских автомобильных заводов и других предприятий отрасли", — отмечают в ассоциации.
В социальном блоке правительства такая идея поддержки не нашла. Так, вице-премьер, курирующий соцблок, Ольга Голодец высказывала сомнения в целесообразности траты материнского капитала на автомобиль, а глава Минтруда Максим Топилин прямо говорил РИА Новости, что не видит необходимости в этом.
Треть машин — в кредит
РоАД оценивает долю автомобильной промышленности и совместный с торговлей и обслуживанием автотранспортных средств вклад в ВВП России в 1,69%. "Сокращение рынка на 28-30%, которые ожидают эксперты, — это сокращение ВВП страны на 0,5% в 2015 году", — подсчитали в ассоциации. Согласно ее расчетам, падение рынка на 30% означает уменьшение продаж на 750 тысяч автомобилей и возможную потерю рабочих мест около 400 тысяч человек в отрасли.
Отрасль не сможет удержаться от существенного падения в случае невозможности покупки машины потенциальными покупателями в кредит, считают в РоАД. При этом, по оценке ассоциации, для поддержания рынка необходимо обеспечить уровень ставки в размере не более 15% годовых на срок от трех лет.
"Это позволит продавать в кредит 30% от годовых продаж автомобилей, по нашим оценкам 620-680 тысяч машин. В январе 2015 года уровень продаж в кредит снизился до 8% против 35% в 2014 году. Величина необходимого финансирования — 20 миллиардов рублей на год или 10 миллиардов на шесть месяцев", — говорится в письме.
Высокая бюджетная эффективность субсидирования доказана программой 2013 года, отмечают в ассоциации. Тогда, по данным Минпромторга, на льготное автокредитование было потрачено 8,6 миллиарда рублей и получен возврат в виде налогов в размере 28 миллиардов.
Другие варианты
Между тем глава Минпромторга Денис Мантуров ранее в январе высказывался против возобновления льготного кредитования. Он отмечал, что этот механизм не дает экономического эффекта для производителей, прямая скидка работает лучше.
В декабре на совещании у Медведева было решено продолжить в 2015 году программу по утилизации автомобилей, позволяющую автовладельцам сдать на утилизацию или по схеме trade-in старый автомобиль и получить взамен скидку на покупку нового, и выделить на нее 10 миллиардов рублей. По данным СМИ, в правительстве сейчас обсуждается вариант увеличения финансирования этой программы, чтобы ее хватило на больший период текущего года.
РоАД также предложила использовать часть выделяемого на поддержку агропромышленного комплекса финансирования для обновления автомобильного парка фермеров, предпринимателей и работающих на селе.
Письмо со схожим содержанием ассоциация также направила в понедельник вице-премьерам Ольге Голодец и Аркадию Дворковичу, министру промышленности и торговли Денису Мантурову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву.