Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Они подружились
Факт первый: Обама и премьер-министр Индии Нарендра Моди действительно нашли общий язык, возможно, даже подружились. И начали выводить отношения двух стран туда, куда им обоим это выгодно. Оба очень стараются, потому что обоим это нужно.
Эта ставшая фактом дружественность единогласно отмечается в качестве главного результата не только нынешнего торжественного, церемониального визита Обамы в Дели, но и всего предыдущего года, когда мир заинтересовался: что же это будет — к власти в Индии весной пришла новая сила, явно неприятная для США.
Ну, для начала в подобных случаях надо уметь вовремя признать поражение. И Обама с его командой очень старались. Так же старались индийцы из команды Моди. В результате они как минимум разгребли, в том числе в ходе нынешнего визита, завалы, оставшиеся от двусмысленной политики прежнего индийского и американского правительств.
Вот такой был парадокс: у вроде бы почти прозападного кабинета Манмохана Сингха с США копились проблемы. Почему? Потому что не ощущалось массовой поддержки. Возникали, наоборот, скандалы с унижением индийских дипломатов в США, многое другое… Кабинет Сингха зависал в неопределенности и осторожничал. А Моди по части народной поддержки ощущает себя свободно. Его никто не заподозрит в том, что он "продается Америке".
Главное, что в ходе нынешнего визита было вроде бы сделано. "Вроде бы" — потому, что процесс только начался, достигнуты какие-то первые договоренности насчет будущего сотрудничества в области мирного атома. История долгая. В конце 90-х США пытались ввести санкции против Индии (провальные) за ее ядерные испытания. Затем, при Джордже Буше, в 2006 году, примирились, выработали "ядерное соглашение". Но проектов не было, все зависло на индийском законе, единственном в мире, согласно которому за возможные ядерные инциденты типа Фукусимы отвечает поставщик, а не местный оператор. Реакторы в Индии поэтому строили до сей поры мы, а не США.
И вторая договоренность с Обамой — насчет подключения Индии к борьбе с изменениями климата. По американским материалам тут у нас великая победа президента США, который глобально лидирует в борьбе за климат, втянув в это доброе дело даже Китай (прошлой осенью) и вот сейчас Индию.
Это, если говорить об итогах визита — собственно и все, не считая планов разрабатывать и производить в Индии некоторые виды вооружений (что Россия давно делает, и чего Дели от Вашингтона добивается уже многие годы).
Давайте разберемся — что означают все эти события?
Америка умеет отказываться от прежних глупостей
На первый взгляд, Обама достиг прорывов (хотя пока весьма предварительных) в тех областях, где у России с Индией дело давно идет хорошо. Атомная энергетика, разработка и производство вооружений. Но суть дела в том, что ни Индия, ни США не ставят во главу угла борьбу Америки с Россией за индийский рынок, в том числе ядерный или военных поставок. Более того, борьба идет даже не между США и Китаем (опять же на индийских рынках). Хотя желающих свести все к этой примитивной, принадлежащей прошлому столетию формуле, сколько угодно, в том числе в самой Индии.
Дело в том, что, во-первых, ни одна держава или экономика не смогут монополизировать Индию. Это вопрос чисто арифметический, Индия слишком велика. Это заметно хотя бы и по числу ядерных реакторов, которые стране нужны: один партнер, кто бы он ни был, просто не поднимет такой груз. И так — в любых прочих областях.
В военной области вопрос уже не арифметический: здесь монополия на вооружения теоретически возможна. Но Дели, как при прежнем кабинете, так и при нынешнем, и тут старается иметь как можно больше партнеров, и ни в коем случае не одного. Это разумно. Главное же — что курс принят на переход с закупок вооружений на собственную (с зарубежными партнерами) его разработку и производство. Мы ему соответствуем. США тоже хочет.
Уже приходилось писать, что кабинет Моди с удивительным искусством выстраивает партнеров — ведущие мировые державы, США, Китай, Японию, Россию… в конфигурацию, выгодную Индии. От всех Индия получает то, что ей надо: участие в проектах скоростных железных дорог (Китай), в создании "умных городов" (Россия и вот сейчас США)… Потому что Индии нужен рывок в развитии, а не месть Америке за прежние обиды, и не грызня с Китаем из-за пограничного ледника, и т.д. И вот возникает благостная картина: Индия сотрудничает со всеми, не дает никому монополии на что-либо (а значит, и на влияние). И все согласны и довольны.
Поэтому первым результатом визита Обамы в Дели я бы назвал окончательное превращение принимавшего его Нарендры Моди в деятеля глобального масштаба и влияния. На одном уровне с Обамой или Си Цзиньпином, или Владимиром Путиным, или… А больше крупных фигур и не просматривается, особенно с учетом размеров стран, которые они возглавляют. Напомним, еще год назад при упоминании имени Моди люди по всему миру спрашивали: а это кто?
Второй результат визита — из серии наблюдений за тем, куда идет внешняя политика США. Обама борется за Индию отчаянно, отбрасывая накопившиеся американские глупости точно так же, как он сумел это сделать недавно с Кубой. Полвека упрямой и бессмысленной политики — и вдруг раз, и нет ее.
Или еще одна не замеченная большинством сенсация: США — официально — больше не требуют ухода от власти Башара Асада в Сирии! Правда, он и так бы не ушел, мало ли кто и что требует. Но оказывается, если дело пахнет жареным, то Америка умеет отказываться от провальной политики. Под вой правозащитного лобби: что это за вспыхнувшая любовь к "диктаторам"!
В случае с Индией правозащитное лобби, кстати, тоже попыталось навредить. Да-да, старая и глупая история с санкциями против Моди для кого-то еще дорога. Но Обама это лобби попросту проигнорировал. Правда, порадовал еще одно, не менее скандальное — экологическо-глобально-потепленческое, речь о достигнутых с Индией договоренностях по этой части. Которые вообще-то сводятся к инвестициям США в хай-тековые проекты по сооружению, допустим, солнечных электростанций: хороший бизнес.
А почему Америка умеет в нужный момент отказаться от многолетней якобы сверхжесткой позиции, полностью поменять курс? Потому что сегодня главная угроза — это ваххабитский фундаментализм, его террористическое государство в Сирии и Ираке, и растущие мини-клоны такового по всему миру. США в одиночку с этой угрозой не справятся. Нужны партнеры. Индия, совершенно очевидно, по ту самую сторону, какую надо: она с террористическим ваххабизмом знакома.
В порядке послесловия: значит ли это, что в нынешней ситуации то или иное правительство США так же легко откажется от своей исключительно подлой и уникально циничной по части заявлений политики вокруг Украины? Гарантии никакой нет, зато мы видим, как это происходит. Быстро, резко, без лишних извинений.