Москва, 21 янв — РИА Новости. Помочь детям, страдающим тяжелейшими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, стать полноценными членами общества – главная цель, которую ставят перед собой педагоги коррекционного образовательного учреждения "Центр Динамика" Санкт-Петербурга. На счету школы уже немало примеров удачной социализации. О том, через что приходится пройти ребенку с ограниченными возможностями здоровья по мере своего взросления, и какую роль в его судьбе должна играть коррекционная школа, корреспондент РИА Новости Оксана Баранова беседует с директором С(к)ОШ № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Центр "Динамика", Санией Поршневой.
- Сания Эльмаровна, за более чем 20-летний период руководства "Динамикой", вы сумели создать многопрофильное учебное заведение, где сосредоточены все необходимые для детей с ДЦП услуги: медицинские, образовательные, психологические. Вы довольны результатом?
— Если честно, не совсем: останавливаться на достигнутом – это не про меня. Помню свой первый рабочий день, когда зайдя в подвальное помещение, я испытала шок и непонимание, где нахожусь. Уже при первом знакомстве с детьми я почувствовала, что они такие же, как все дети, но мне почему-то кажется – добрее, наивнее, благороднее. Я перестала замечать их физический недуг, но поняла, что разнообразные проблемы моих учеников требуют ответа. В начале моей работы, образовательная система не предусматривала объективно необходимых форм работы с детьми, страдающими особо тяжелыми, комплексными нарушениями. Мы же их создавали. В режиме опытно-экспериментальной площадки, которая не прекращает работу до сих пор, отработали принципы разноуровневого и разнотемпового обучения, создали авторские программы в коррекционной области, утвердили безотметочное обучение на уроках адаптивной физкультуры, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки. Мне хотелось стереть условности и рамки. Так родился танцевальный ансамбль "Динамика" известный сегодня на мировом уровне. Так сложилась служба адаптивной физкультуры, которая приводит детей в параолимпийский спорт. Так начались наши победы. И у нас еще многое впереди.
- Что для вас успешная модель социализации детей с ОВЗ?
— Примеры удачной социализации у нас есть. Полина Шакирова, недавно выигравшая турнир по теннису на колясках во Франции – наша выпускница. Еще один выпускник – чемпион мира по танцам на колясках, сейчас является учителем адаптационной физкультуры в "Динамике". Конечно, хотелось бы, чтобы каждый имел свою яркую историю успеха, но, к сожалению, это не всегда реально. Для меня лучший пример социализации – это когда ребенок избавляется от "психологии инвалидности", как произошло с одной из воспитанниц первого состава наших выпускников. Получив возможность год пожить в США, она вернулась абсолютно другой – не инвалидом, а обычным человеком. Вернулась, имея мечту – стать учителем, и четко понимая, что для этого необходимо сделать. И она добилась своего — сейчас преподает в школе английский язык.
- На ваш взгляд, чего не хватает в стране для комфортной жизни особой категории детей?
— Речь о трудоустройстве – по-прежнему самая больная тема. Я считаю, говорить надо не о обязательном трудоустройстве детей с ОВЗ, а о том, чем они могут увлекаться после окончания школы. Мне бы очень хотелось, чтобы для детей с особо тяжелыми заболеваниями, которые в принципе не могут работать, были созданы межведомственные центры, где они бы могли общаться, что-то совместно делать. Есть и еще одна проблема – когда в семье появляется "особый" ребенок, родители испытывают информационный голод. Очень важно, чтобы заработали межведомственные информационные центры, куда должны стекаться сведения об учреждениях по разным направлениям: раннему вмешательству, социальным вопросам, здравоохранению, образованию, чтобы на любом этапе взросления ребенка, родители получали максимальную поддержку.
Коррекционная школа, в свою очередь, должна не только давать общие знания, но и максимально помогать социализироваться детям. Именно с этой целью в "Динамике" скоро заработает отделение дополнительного образования, так называемые мастерские, дающие возможность продлить пребывание ученика в школе еще на два года. Мы будем заниматься флористикой, осваивать компьютер, мастерить и заниматься спортом. Это крайне необходимо ребенку с ОВЗ для того, чтобы чувствовать себя нужным и полноценным членом общества.