Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путину представят антикризисный план стоимостью два триллиона рублей

Главе государства будет представлена финальная версия "Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году". МЭР во вторник завершило разработку проекта документа и передало его в аппарат правительства.

МОСКВА, 21 янв — РИА Новости/Прайм. Премьер-министр Дмитрий Медведев представит в среду президенту Владимиру Путину разработанный Минэкономразвития (МЭР) антикризисный план правительства, который состоит из 101 пункта и может обойтись государству в 2 триллиона рублей, пишут деловые издания.

Президент России Владимир Путин. Архивное фото
Путин обсудит с кабмином антикризисный план экономики РФВ ходе совещания будет рассмотрен вопрос "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и стабильности в социальной сфере в 2015 году.
Главе государства будет представлена финальная версия "Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году". МЭР во вторник завершило разработку проекта документа и передало его в аппарат правительства, изменения в нем до утра мог вносить курирующий тему первый вице-премьер Игорь Шувалов, пишет газета "Коммерсант".

Три дня детального обсуждения текста довольно сильно поменяли его содержание: число пунктов в проекте выросло с 60 до 101, при этом значительная часть идей МЭР и других ведомств из него выпали.

Пока главная фактическая потеря плана — инициатива по отмене импортного НДС для сырья и комплектующих. Ранее из проекта также выпали связанные с ней идеи ускоренного развития особых экономических зон (ОЭЗ), в финальной версии документа нет также продолжения торга с госмонополиями по тарифной политике. "Дерегуляционный" блок инициатив, планы поддержки малого бизнеса и экспорта среднего бизнеса, часть отраслевых инициатив, напротив, сохранены.

Главное новшество плана — официальное предоставление Белому дому менять действующий бюджет на 2015 год прямым изменением текстов госпрограмм. Прямых указаний на масштабы реального сокращения стоимости госпрограмм в проекте плана нет, впрочем, предлагается ограничить выплаты аванса по госконтрактам на 2015 год 80% его стоимости — это выглядит как подготовка к сокращению ряда расходов госпрограмм на 20%. При этом Минфин настоял на том, чтобы уже в ближайшие недели правительство рассмотрело его основную инициативу — бюджет на 2016-2017 годы должен также балансироваться "с учетом прогнозируемых темпов роста экономики и динамики цен на энергоносители, а также целевого значения цены на нефть, обеспечивающей сбалансированность федерального бюджета в соответствующем году".

Из финальной версии плана вычеркнуты все предложения по новациям в пенсионной сфере, вместе с тем подтверждена идея предоставить Пенсионному фонду дополнительный трансферт в 147,5 миллиарда рублей на повышение пенсий, в случае если индекс потребительских цен "превысит 6%".

Проект теперь не содержит и идеи замораживания зарплат в госмонополиях в 2015 году, резервируемые на борьбу регионов с безработицей средства предлагается увеличить до 82,6 миллиарда рублей, более 100 миллиардов рублей, видимо, будут выделены в 2015 году в виде поддержки получателей материнского капитала. Наконец, уверенность правительства в том, что в 2015 году у него будут средства на рост социальных расходов, подтверждается и наличием в последней версии плана еще 50 миллиардов рублей аграриям "для нивелирования конъюнктурных и природно-климатических рисков", пишет издание.

Банк плохих активов

Антикризисные предложения для финансового сектора в их финальной версии также заметно изменились по сравнению с первыми наработками, пишет "Коммерсант". Вместо радикального смягчения регулирования банкам предлагается рефинансировать внешние долги хороших заемщиков по внешним же ставкам, а плохие — отдавать на оздоровление ВЭБу или складировать в банк плохих активов. Таким образом, антикризисные акценты сместились со всего рынка на крупные банки и системообразующие компании.

Предложения в области финансов, изначально концентрировавшиеся на радикальном ослаблении банковского регулирования, теперь вообще не затрагивают эту тему. Соответственно, больше не предлагается отказ от "Базеля-II" и "Базеля-III", поблажки по коэффициентам риска для отдельных категорий заемщиков и видов кредитов.

Вместо регуляторных послаблений МЭР теперь предлагает крупнейшим банкам дать денег из ФНБ (в плане прямо упоминаются ВТБ на 150 миллиардов рублей и Газпромбанк на 100 миллиардов рублей, Сбербанк денег не просил), обязать их на эти средства кредитовать приоритетные отрасли реального сектора не менее чем на 1% прироста кредитного портфеля в месяц, а также придумать, как рефинансировать внешние долги хороших российских заемщиков из числа системообразующих предприятий силами российских уполномоченных банков на докризисных условиях.

Среди других новых предложений — выделить ВЭБу 300 миллиардов рублей на санацию проблемных системообразующих предприятий, а для остальных заемщиков на случай невозможности обслуживать кредиты создать банк плохих активов.

Но не всем проблемным компаниям будет доступна и санация через ВЭБ. В частности, выделяемые 300 миллиардов рублей не планируется пускать на оздоровление "Мечела", одного из самых проблемных заемщиков для крупнейших банков, сообщил источник издания, близкий к ВЭБу. По его словам, не попадут под санацию и те компании, у которых сейчас есть лишь потенциальный риск утратить устойчивость.

Цена вопроса

Минфин во вторник направил в правительство отзыв на проект антикризисного плана Минэкономразвития, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на имеющуюся копию письма. У министерства концептуальные замечания: не обновлен макроэкономический прогноз, нет анализа проблем и рисков, не определены приоритеты и главные направления поддержки, не оценен ее эффект.

С учетом выпадающих доходов из-за предлагаемых налоговых послаблений общая стоимость плана — около 2 триллионов рублей, указывает Минфин: не учтены последствия для консолидированного бюджета, нет предложений по оптимизации расходов и увеличению доходной базы, а реализация плана рискует существенно ухудшить бюджетную ситуацию.

Однако Минэкономразвития не согласно с данной цифрой. Оценка стоимости плана, выполненная Минфином, серьезно завышена, сообщил изданию замминистра экономического развития Николай Подгузов.

Минфин, как и все правительство, работает над антикризисным планом и представит свои предложения, сообщил "Ведомостям" представитель министерства. С точки зрения бюджетной политики Минфин видит целью бездефицитный бюджет в среднесрочной перспективе при цене нефти 70 долларов за баррель, а для этого нужны серьезные решения по приоритизации расходов, по пенсионной реформе, по изменению структуры расходов, настаивает он.

Бюджетные потери в размере 2 триллионов рублей означают, что придется потратить половину Резервного фонда, подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Это можно делать, только если точно знаешь, что нефть вернется к ценам в 100 долларов за баррель, добавил он.

Но снижение цен на нефть носит структурный характер, подчеркивается в замечаниях Минфина: даже в случае если реализуется оптимистичный сценарий и котировки в среднесрочной перспективе вернутся к 70 долларам за баррель, структурный дефицит бюджета все равно превысит 3% ВВП.

И у частного, и у государственного сектора сокращаются доступные ресурсы — в такой ситуации нужна макроэкономическая стабильность, призывает Минфин. Его рецепт — придерживаться консервативной бюджетной политики и создать условия для снижения ключевой ставки, "ограничив "инфляционное давление": например, отвязать индексацию любых расходов от уровня фактической инфляции, ограничить рост регулируемых тарифов и "разработать и реализовать комплекс мер по повышению конкуренции".

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала