Кровавый переворот
Год на Украине начался со столкновений радикальных участников Евромайдана — акций протеста на майдане Незалежности (площади Независимости) в Киеве с правоохранителями. Евромайдан начался еще в ноябре 2013 года после отказа правительства Николая Азарова от подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Первоначально протестующие требовали только возобновить курс на евроинтеграцию, однако со временем список их требований расширился: они начали настаивать на отставке кабмина, перевыборах президента и Верховной рады. Демонстранты начали захватывать административные здания в Киеве и других регионах, блокировать работу госорганов. Поскольку власть не шла на уступки, активисты в начале 2014 года обострили ситуацию, применив против стражей порядка бутылки с горючей смесью, взрывпакеты и дубинки.
Однако оппозиция нарушила договоренности — уже на следующий день, воспользовавшись отсутствием в Киеве Януковича, который, опасаясь за свою жизнь, отправился на восток Украины, оппозиционеры взяли под свой контроль парламент. В итоге Рада вернула парламентско-президентскую форму правления, отстранила от власти Януковича, выбрала спикером парламента одного из лидеров оппозиции Александра Турчинова, который также стал врио главы государства, а на 25 мая были назначены внеочередные выборы президента.
Воссоединение Крыма с Россией
Государственный переворот вылился для Киева в серьезные проблемы. Крым, более 50% процентов населения которого составляют русские, отказался сосуществовать с новыми киевскими властями. На полуострове 16 марта состоялся референдум о дальнейшей судьбе региона, на котором 96,7% проголосовавших высказались за воссоединение с Россией.
Путин заявил, что проведение референдума в Крыму соответствует нормам международного права и Уставу ООН, однако власти Украины приняли закон, согласно которому Крым признан оккупированной территорией. Не признает отделение Крыма и большая часть международного сообщества.
Конфликт в Донбассе
Жители востока страны также не приняли смену власти, поэтому с конца февраля в регионе начались массовые акции за федерализацию и предоставление русскому языку особого статуса. Это движение получило название Антимайдан.
В Донецкой и Луганской областях активисты захватили здания органов госвласти, вскоре на этих территориях были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР), а 11 мая состоялись референдумы о статусе регионов. Государственную самостоятельность ДНР поддержали 89,7%, а ЛНР — 96,2% проголосовавших избирателей.
После этого украинские военные перешли к обороне, но ополченцам удалось отвоевать небольшой участок территории в районе Новоазовска, получив выход к Азовскому морю. Далее конфликт перешел в стадию позиционного противостояния. На сегодня ДНР и ЛНР контролируют около 30% территории Донбасса.
Конфликт в Донбассе унес много жизней как военных, так и мирного населения, многие жители были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от обстрелов и приближающейся гуманитарной катастрофы. Согласно обнародованному в середине декабря восьмому докладу мониторинговой миссии Управления по координации гуманитарных вопросов ООН по ситуации на Украине, с начала конфликта погибли более 4,7 тысячи человек, более 10,3 тысячи человек получили ранения.
При этом около 5,2 миллиона человек продолжают находиться в зоне конфликта. Количество внутренне перемещенных лиц составляет более 800 тысяч человек, еще около 568 тысяч человек стали беженцами в других странах.
Трагедия в Одессе
Антимайданы начались и в других регионах юго-востока Украины, в частности, в Харькове и Одессе. Их активисты выдвигали такие же требования, что и в Донбассе. Однако в этих регионах силами спецслужб и МВД к лету протесты были подавлены.
В Харькове переломным моментом стал штурм правоохранителями 8 апреля здания Харьковской обладминистрации, накануне занятой антимайдановцами, которые провозгласили Харьковскую народную республику. В ходе спецоперации 65 человек были задержаны по подозрению в массовых беспорядках. После этого протесты в городе пошли на спад.
Акции протеста в Одессе приобрели трагический оборот. Их пик пришелся на майские праздники, сторонники федерализации Украины 2 мая собрались на Куликовом поле. Митинг закончился столкновениями активистов с представителями местного Евромайдана. В уличных боях погибли 48 человек, более 200 пострадали. Большинство из них оказались представителями Антимайдана. Основная масса людей погибла во время пожара в Доме профсоюзов.
На сегодня МВД Украины не завершило расследование уголовного дела по этим событиям. Часть материалов передана в суд, но основной эпизод, касающийся гибели людей в Доме профсоюзов, все еще расследуется. Ключевой версией трагедии следствие считает провокацию радикально настроенных лиц. При этом эксперты установили, что 32 человека в Доме профсоюзов погибли не от высокой температуры, а от остановки сердца и удушья, к которым может приводить вдыхание паров хлороформа. До сих пор непонятно, каким образом в здании оказался хлороформ, следы которого были обнаружены экспертами на пепелище.
Новый президент
Назначенные на 25 мая внеочередные выборы главы государства были призваны восстановить законность и преемственность президентской власти на Украине после отстранения Януковича.
Впервые в истории страны в голосовании не принимали участия большая часть Донецкой и Луганской областей и Крым. Центризбирком Украины заранее принял изменения в избирательное законодательство, согласно которым выборы признавались состоявшимися, даже если голосование в отдельных округах не проводилось.
Победу прогнозировано одержал миллиардер Петр Порошенко, который был одним из лидеров Евромайдана. В своей предвыборной программе он обещал поддерживать курс на евроинтеграцию, укрепить обороноспособность страны, урегулировать конфликт в Донбассе, вернуть Крым в состав Украины и наладить отношения с РФ.
Запад признал, что выборы прошли в соответствии с демократическими стандартами, несмотря на неучастие юго-востока, Россия заявила о готовности к диалогу с новым президентом Украины.
Первые полгода правления Порошенко запомнились его двумя мирными планами и программой реформ. Первый мирный план предусматривал амнистию ополченцев, децентрализацию власти и гарантии использования русского языка. План провалился в связи с невыполнением объявленного 20 июня Киевом перемирия. В итоге силовики 1 июля возобновили наступление.
В проведении реформ главе государства пока также не удалось достичь серьезного прогресса. Через 100 дней после прихода к власти Порошенко представил план реформ "Стратегия-2020", предусматривающий подачу заявки на членство в ЕС после успешного их завершения. Презентацией дело пока и ограничилось.
Трагедия рейса MH-17
Одним из событий 2014 года, взбудораживших весь мир, стала авиакатастрофа пассажирского Boeing-777 малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. Самолет, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, 17 июля потерпел крушение в Донецкой области. На борту находились 298 человек, все они погибли. Расследование авиакатастрофы было поручено Нидерландам, расшифровку черных ящиков проводит Великобритания.
Для вывоза тел погибших и их личных вещей на место крушения была направлена миссия ОБСЕ. Останки пассажиров вывезли на экспертизу в Нидерланды. По данным Службы безопасности Украины (СБУ), на сегодня неопознанными остаются всего четыре тела.
Киев обвинил в катастрофе ополченцев — по версии украинских властей, ополченцы сбили самолет из ЗРК "Бук", якобы полученного от РФ. Ополченцы опровергли обвинения в свой адрес, заявив, что они не имеют на вооружении ракетных комплексов подобного типа.
Точку в расследовании катастрофы поставит следствие. Официально рассматриваются две версии. Согласно первой, авиалайнер был сбит ракетой с земли, второй — с другого самолета. Расследование может быть завершено в 2015 году. Предварительная версия авиакатастрофы, выдвинутая Совбезом Нидерландов, не дает ответа, кто виноват в трагедии. Согласно обнародованному отчету следствия, "самолет развалился на части в воздухе в результате структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов".
Три волны мобилизации
Украинская армия оказалась не готова к военному конфликту. При Януковиче страна решила перейти на контрактную армию, осенью 2013 года состоялся последний призыв на срочную службу. Армию планировалось к 2017 году сократить со 184 тысяч (из них 134 тысячи военнослужащих, остальные — обслуживающий персонал) до 122 тысяч.
Весной 2014 года, по словам тогдашнего и.о. главы Минобороны Украины Игоря Тенюха, из 41 тысячи солдат сухопутных войск к войне были подготовлены только 6 тысяч человек. "На войне побеждает мобилизация, ресурс, стратегия, тактика и боевой дух. На сегодняшний день у Вооруженных сил Украины есть только две последние составляющие — это тактика и боевой дух", — сетовал Тенюх. Он даже обратился к украинским олигархам с призывом профинансировать вооружение украинской армии.
По данным Минобороны, в целом в 2014 году численность украинской армии со 130 увеличилась до 232 тысяч, в 2015 году она увеличится до 250 тысяч за счет трех новых волн мобилизации и возобновления срочной службы. Первая волна мобилизации начнется 20 января, вторая — с апреля, третья — с июня. Во время первой волны на службу планируют призвать 50 тысяч человек из числа офицеров и рядовых запаса. В то же время призывной возраст срочников повысили с 18-25 до 20-27 лет.
Проевропейский парламент и кабмин
Еще одним символом обновления власти в стране должны были стать назначенные на 26 октября внеочередные парламентские выборы. Соцопросы пророчили убедительную победу пропрезидентскому "Блоку Петра Порошенко" (БПП), однако выборы преподнесли сюрприз: по партийным спискам победила партия премьера Арсения Яценюка "Народный фронт". БПП стал вторым, и хотя благодаря голосам, полученным в мажоритарных округах, партия Порошенко получила самое большое представительство в парламенте, все же планы президента взять под свой полный контроль новые Раду и кабмин не реализовались.
Президенту пришлось поделить законодательную и исполнительную власть с партией Яценюка. Несмотря на межпартийные противоречия, парламентскую коалицию и правительство удалось сформировать в рекордно короткие сроки — коалицию создали уже на первом заседании Рады, правительство утвердили на втором заседании парламента.
Премьером в новом правительстве снова стал Яценюк, в состав кабмина вошли представители всех политических партий, но большинство досталось партии Порошенко, которая заняла 11 из 20 министерских кресел. Партия Яценюка получила четыре портфеля, включая влиятельные должности глав МВД и Минюста.
Нишу оппозиции в новом парламенте заняла партия "Оппозиционный блок" Юрия Бойко, в основном состоящая из бывших членов Партии регионов. "Оппозиционный блок" оказался единственной партией, представляющей интересы юго-востока Украины в новой Раде. Несмотря на то, что большая часть Донбасса, как и во время президентских выборов, не смогла принять участие в голосовании, "Оппозиционный блок" получил значительное представительство в Раде — 40 мандатов из 423 избиравшихся.
При этом впервые в истории Украины оппозиция оказалась полностью отстраненной от участия в управлении парламентом. Ей не предоставили ни одного руководящего кресла в Раде, хотя традиционно оппозиционеры получали должности вице-спикера и руководителей трех комитетов.
Люстрация по-украински
Под давлением общественности новая власть была вынуждена пойти на "очищение" своих рядов, начав так называемую люстрацию. Закон "Об очищении власти" (люстрации) был принят Радой 16 сентября только с третьей попытки. Проведение люстрации было одним из требований Евромайдана.
Согласно принятому закону, увольнению подлежат чиновники, работавшие на госслужбе при отстраненном президенте Януковиче, в течение десяти лет им запрещено работать в госструктурах. По словам премьера Яценюка, под действие закона попадают около 1 миллиона чиновников разных уровней. В рамках первой волны люстрации до конца 2014 года были уволены более 350 чиновников, в 2015 году этот процесс продолжится.
Схожего мнения и эксперты Венецианской комиссии, которые в своем заключении, обнародованном уже после принятия закона, выдвинули большое количество замечаний к документу. Эксперты считают, что для люстрации чиновников необходимо решение суда, тогда как в принятом законе такого требования нет. По их мнению, неприемлемыми являются утвержденные критерии люстрации: увольнять надо за персональные проступки, а не за пребывание на должности; перечень люстрируемых должностей следует сократить. Также, по мнению европейцев, полномочия ответственного за люстрацию органа следует передать независимой комиссии.
Долгий путь к миру в Донбассе
Хотя к концу года в решении конфликта в Донбассе наметился прогресс, полной ясности в этом вопросе по-прежнему нет. Изначально шанс на мирное урегулирование дали минские договоренности — после объявления перемирия 5 сентября сократилось число обстрелов, начался процесс обмена пленными.
Эти шаги снизили градус противостояния и дали возможность России наладить систематические поставки гуманитарной помощи в Донбасс во избежание гуманитарной катастрофы в регионе. Всего РФ, начиная с 22 августа, направила в зону конфликта 10 гуманитарных конвоев с продуктами и товарами первой необходимости.
После выборов Киев заявил о планах отменить ранее принятый закон об особом статусе ДНР и ЛНР и ввел с 1 декабря экономическую блокаду Донбасса. Порошенко заявил, что Киев вернет этот закон только после отмены результатов выборов 2 ноября и проведения новых — на основе украинских законов. На сегодня этот закон так и не отменен, однако он фактически не действует.
Сейчас обе противоборствующие стороны декларируют приверженность минским договоренностями и готовность к новым переговорам. Такая встреча состоялась 24 декабря, но прорыва в переговорах достигнуть снова не удалось. Единственным ощутимым результатом встречи стал обмен пленными. На свободу были отпущены 154 украинских пленных и 222 пленных ополченца.
Эту версию косвенно подтвердил Порошенко, заявив на итоговой пресс-конференции, что ключевым пунктом в достижении мира в Донбассе является проведение перевыборов в соответствии с украинскими законами.
Как бы там ни было, шансы на мирное урегулирование конфликта в 2015 году сохраняются. Как сообщил Порошенко, на 15 января в Астане запланирована встреча по Донбассу на высшем уровне в так называемом нормандском формате (РФ, Германия, Франция и Украина). Судя по позитивной тональности Порошенко, есть шанс, что эта встреча приблизит стороны к урегулированию конфликта.