Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В составе Верховной Рады Украины большие изменения. Депутатский корпус обновился более чем наполовину. Стало больше женщин — 48 человек, или почти 12 процентов. До европейского уровня, правда, слегка не дотянули — международные рекомендации говорят о необходимости 15-процентного присутствия женщин в законодательном органе государства, а в европейских парламентах и того больше, 20 процентов. Украинский парламент помолодел. Депутатов старше 50 лет осталось менее 20 процентов.
Понятно, что на фоне победных реляций о выборе европейского пути, это смотрелось бы слишком комично. Либо символично. В зависимости от степени серьёзности в отношении к украинским выборам и самому институту парламентаризма в этой стране.
В результате межпартийного совещания, состоявшегося накануне первого заседания нового состава Рады, было принято решение о том, что присягу все новоизбранные депутаты будут произносить хором. То есть депутат Звягильский со своего места открыл заседание парламента. Разумеется, под крики "Ганьба" ("Позор"). И затем вместе с экс-спикером Александром Турчиновым в президиуме, депутаты произнесли клятву.
Но, факт остаётся фактом. Новая Верховная Рада первым же своим решением нарушила законодательство страны. Закон стал жертвой политических лозунгов. В стране, где Форма всегда главнее Содержания, это является важным показателем дальнейшей работы депутатов.
Можно достаточно легко предположить, что впереди следует ожидать череду карнавалов законотворчества. Уже объявлено, к примеру, что войну России объявлять в Киеве не будут. Но внесут в закон об антитеррористической деятельности такие изменения, которые легализуют применение химического оружия, тяжелой военной техники и авиации.
Ведь то до сих пор как-то неловко получалось, когда (даже) представители ОБСЕ на месте фиксировали использование всего этого военного арсенала украинскими военными, направляли отчеты в свой центральный офис, а киевские власти стыдливо опускали глаза и говорили что-то невразумительное. И просвещённой Европе приходилось врать в глаза России. Это же недопустимо.
Поэтому власти и решили изменить закон об АТО, разрешить использовать любое вооружение и спецсредства против жителей Донбасса. И направить в международные структуры письмо, в котором уведомить о невозможности соблюдения прав человека в этом регионе. Европа согласится, назовёт все события "внутренним делом государства", а Киев получит возможность для легализации геноцида мирного (и не только этнического русского) населения Донбасса. И это изменения только одного закона.
Провозглашённая в четверг правящая коалиция (и люди, её поддержавшие) чётко обозначила стремление в НАТО, наверняка понимая, что в этот военный блок страну не примут ещё достаточно продолжительное время. Тем не менее, киевские власти готовы провести реформы военной отрасли.
Говорить о какой-то внятной экономической и социальной политике не приходится. Потому как, во-первых, кроме продолжающегося перераспределения собственности под евро-лозунги, нет внятного экономического объяснения перспектив развития. Во-вторых, провозглашено неукоснительное следование директивам МВФ и нормам европейского союза.
В тексте коалиционного соглашения, к примеру, нет никаких конкретных цифр по программе защиты малоимущих и даже этапах роста тарифов на коммунальные услуги. Чётко обозначено только, что они должны соответствовать европейскому уровню. Сколько это конкретно — остаётся только догадываться.
И дело ведь даже не только в требованиях международных финансовых организаций. А в самом источнике поступлений доходов в государственный и местные бюджеты Украины.
С одной стороны, останавливается практически всё промышленное производство в стране. При этом в коалиционном соглашении приоритетным называется сельское хозяйство.
С другой стороны, оффшорные фирмы получат снижение платы за пользование недрами, для рейдеров снижается кворум по необходимым на общих собраниях акционерных обществ изменениям в составе руководства АО, предусмотрена амнистия для крупного капитала. Зато уже анонсированы большие льготы строителям торгово-развлекательных центров. И это только объявленные "реформы".
Коалиционное соглашение предусматривает приватизацию государственной собственности. Первыми в списке: "Киевэнерго", "Полтаваэнерго", "Западэнерго". То есть, о честных коммунальных тарифах дальше можно и не мечтать. Предусмотрена приватизация морских портов, сельскохозяйственных угодий и лесного фонда. Разумеется, с минимальным доходом в бюджет под предлогом создания для инвестора более приятного климата.
Деньги за транзит российского газа в Европу? По официальным отчётам "Нафтагаза", предприятие работает с колоссальным убытком.
Коалиционное соглашение говорит о продаже угольных шахт в частные руки и закрытии нерентабельных производств. Металлургия снижает обороты либо останавливает циклы производств. Химическая промышленность сознательно убивается под предлогом борьбы с "олигархами преступного режима Януковича". И далее — по всем отраслям.
Только по данным Госстата Украины, предприятия страны в январе-сентябре 2014 года получили 168,026 миллиарда гривен убытка до налогообложения. И это только официальная статистика. Причём, без учёта потерь доходов государственных экономических структур, среднего и малого предпринимательства.
Каковы тогда источники пополнения бюджета? Инвесторы? Особенно занимательны рассуждения о комфортности для инвесторов в новой проевропейской Украине на фоне отсутствия хоть какого-то закона по защите прав инвесторов. Остаются только инвестиции внутренние. На фоне останавливающейся промышленности, единственным источником становятся частные сбережения. То есть деньги простых граждан.
В коалиционном соглашении, в частности, предусмотрено внутреннее инвестирование в предприятия коммунального хозяйства. На практике это будет обозначать не только рост тарифов для простых людей, но и принуждение их к дополнительному "инвестированию" в предприятия ЖКХ и энергетики.
Официально это обозначается как "постепенная ликвидация перекрестного субсидирования (многоуровневой тарифной системы) путем установления цен и тарифов для всех потребителей, включая и население, на экономически обоснованном уровне и одновременное осуществление перехода к адресным дотаций социально уязвимым слоям населения (в течение 2015-2017 лет)". Как можно в таком случае просчитать хотя бы приблизительно расходы населения?
И это в условиях удешевления стоимости труда в два раза с момента "победы Революции Достоинства". При этом работы внутри Украины практически нет. А обещанная на майдане возможность свободного поиска работы в странах ЕС сегодня оказывается несбыточной мечтой. Европе не нужны "демократические украинцы". А страны-"друзья" типа Польши даже при всё своём желании не смогут обеспечить работой всех желающих. В новой редакции украинского Трудового кодекса уже анонсировано резкое урезание прав работника.
О присоединении к ЕС и даже говорить не приходится. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что принятие в европейскую семью возможно, только если найдется желающий ежегодно содержать Украину. "Мы должны прояснить, кто будет ежегодно платить €25 млрд, которые необходимы для поддержки Украины… До тех пор, пока этот вопрос не решен, тема предоставления ей членства в ЕС не стоит на повестке дня", — подчеркнул Орбан.
Остаётся вопрос к российскому руководству. Нужны ли в России миллионы граждан Украины, повелителей майдана, которые приедут в нашу страну в поисках работы? Они ведь приедут, потому что дома у них работы нет, и появление новых рабочих мест не предвидится. А те рабочие места, что есть сегодня, будут сокращаться. В результате, в достаточно непростой экономической ситуации в самой России, на рынке труда могут появиться сотни тысяч граждан страны победившего майдана. Со всеми своими "демократическими принципами" в головах, готовые работать на более незатейливых условиях, чем граждане России.
Может ли Россия себе это позволить?