МОСКВА, 26 дек — РИА Новости, Ирина Нехорошкина. Мастера и художники нижегородской фабрики стеклянных елочных украшений "Ариэль" ежегодно вступают в состязание с ведущими модельерами мира, чтобы предложить собственный наряд новогодней красавице.
Сегодня уже мало кто вспоминает о том, что празднование Нового года в Советском Союзе разрешили только в 1935 году, до того даже 1 января считался обычным рабочим днем.
Возвращение рождественского дерева
Инициатива по возвращению обычая наряжать елку на Новый год принадлежит тогдашнему руководителю компартии Украины Павлу Постышеву. Его письмо по этому поводу было опубликовано в газете "Правда" от 28 декабря 1935 года. Аргументируя свое предложение, Постышев напоминал, что "до революции дети бедных рабочих с завистью смотрели на своих богатых сверстников, которые веселились у рождественского дерева, и теперь не стоит лишать советских ребятишек такого праздника". Он даже назвал репрессии по отношению к елке "левым перегибом".
Предложение этого большевика было поддержано, и елки стали опять украшать, только не на Рождество, как до революции, а на Новый год, избрав его считать главным праздником советских детей.
Страсти по елочным игрушкам
Сразу после возрождения елочной традиции выяснилось, что наряжать зеленую красавицу нечем, так как идеологически вредные рождественские украшения в виде ангелов и звезд были почти полностью уничтожены.
Пришлось правительству выносить распоряжение об организации производств елочных игрушек в крупных городах необъятной страны.
Одной из первых на территории СССР, уже 5 июня 1936 года, появилась промыслово-кооперативная артель в городе Горьком, где стали изготавливать новогодние украшения.
Сейчас нижегородская фабрика стеклянных елочных украшений "Ариэль" известна далеко за пределами России, а тогда в артели работало три цеха: деревянной, ватной и стеклодувной игрушки. Именно стеклодувное производство работало, не останавливаясь ни на день со дня открытия, даже в годы войны.
После того как тематика елочных украшений была лишена религиозной ориентации, ее наградили новым пропагандистским смыслом, который выдерживался строго в соответствии с достижениями народного хозяйства Страны Советов.
На первые новогодние елки вешали стеклянные украшения с советской символикой и в виде аэропланов. В 40-е годы выпускали игрушки на военную тему – дирижабли, танки и самолеты.
После выпуска знаменитой модели "Победа" ГАЗ-М-20, елки превратились в парковку для автомобилей. В 1956 году, после того как на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", особой популярностью стали пользоваться часы, где стрелки указывали полночь. В хрущевское время поля нашей родины и елочные ветки заполонили пачатки кукурузы разной формы и размеров. С началом космической эры на новогодних деревьях стали появляться атрибуты, связанные с покорением межпланетного пространства. Тогда же рубиновую звезду сменила макушка-пика, символизирующая космическую ракету.
Игрушки в духе времени
Современные мастера, работающие на фабрике "Ариэль" и сегодня продолжают следить за наиболее интересными событиями, которые происходят в стране и в собственном городе.
В 2005 году Россия впервые отмечала День народного единства. Тогда на площади Нижнего Новгорода установили памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а фабрика выпустила специальные шары с изображениями этих лидеров народного ополчения.
На игрушках нашли отражение такие события Нижнего, как открытие цирка, окончание реставрации Зачатьевской башни кремля, запуск канатной дороги, метромоста и первой станции метрополитена на горах.
Заказ, которым особенно гордятся работники фабрики, был выполнен в 2008 году к 75-летнему юбилею Московского метрополитена. Мастера выполнили шары, где изображены 12 станций Кольцевой линии. Работа по воспроизведению подземных вестибюлей и наземных павильонов была очень сложна, зато теперь, когда смотришь на шар, создается впечатление полного эффекта присутствия. Эта коллекция до сих пор остается предметом вожделения многих собирателей. На фабрику постоянно обращаются с тем, чтобы узнать, не появился ли тот или иной шар с определенной станцией метрополитена.
Есть серия игрушек, выпущенных к юбилею "Газпрома", где в юмористическом стиле при помощи животных поясняется, как добывается и используется газ. Мастера сделали по тысяче штук на каждый месяц, так что получился эксклюзивный календарь общим объемом 12 тысяч штук.
Рождественские деревья от-кутюр
Поскольку продукция "Ариэль", помимо Российских регионов, поставляется еще в 12 стран мира, то создателям игрушек приходится учитывать не только национальные вкусы заказчиков, но придерживаться веяний самой последней моды.
Сотрудники фабрики рассказывают, что вывозить за рубеж шары с росписью под Хохлому оказалось не актуально, так как в Европе не очень хорошо понимают завозную российскую экзотику. Зато там активно раскупают игрушки, где запечатлены местные достопримечательности. Гости Нижнего Новгорода вспоминают, как покупали изделия фабрики где-то в сувенирных магазинах Баварии. В этом нет ничего удивительного, так как Баварская коллекция с замком Нойшванштайн и портретами короля Людвига II, построившего этот и другие замки на юге Германии, пользуется большим успехом.
В немецком городе Франкфурте на Майне ежегодно проводится крупнейшая в мире выставка елочных украшений, от туда художники "Ариэль" привозят моду на елочные игрушки.
Люди далекие от создания таких сезонных проектов даже не задумываются о том, что новогодними коллекциями для рождественских красавиц занимаются ведущие дизайнеры мира, такие как, Стелла Маккартни, Жан-Поль Готье, Диана фон Фюрстенберг и другие.
Елочные тренды нового сезона
Мастера елочных украшений трепетно относятся к своей работе и немного ревнуют свою профессию к "непрофессионалам" из мира высокой моды. К счастью, их ревность выражается только в том, что они создают свои собственные ежегодные российские тренды.
Поскольку сейчас все большую популярность стал приобретать здоровый образ жизни, то одним из трендов наступающего 2015 года в Нижнем Новгороде сочли украшения в зеленом цвете. К той же тематике относятся игрушки, расписанные сельскими и лесными пейзажами.
Кроме того, вспоминая времена, когда не было ни компьютеров, ни телевизоров, а люди проводили темное время суток при свечах, нижегородские мастерицы выпустили несколько серий, посвященных рукоделию. На "Ариэле" считают, что этом сезоне особо модной будет смотреться елка с шарами стилизованными под вышивку крестом или ручное вязание.
Тема "ностальгии по детству" в елочных украшениях так же не теряет своей актуальности. На фабрике производят игрушки, имитирующие те, которые хранились на антресолях у родителей. С первого взгляда может показаться, что предметам данной коллекции уже не один десяток лет, но они выпущены только в 2014 году. Просто мастера использовали не только ретро дизайн, но и состарили их при помощи специальной техники.
Очень оригинально смотрятся игрушки, выполненные в технике гризайль, где роспись выполняется тональными градациями одного цвета – такие миниатюры напоминают тонко прописанные архитектурные элементы.
Кому-то, вероятно, понравится восточный стиль, где декор игрушек напоминает восточные оригами, когда украшения вешаются не на елку, а на соответствующую икебану. Есть еще модный тренд — геометрический, когда шарами украшается не елка, а специальный конус.
Напоследок, в соперничестве с модными дизайнерами, нижегородские мастера так же позволили себе отступить от традиционного подхода к рождественскому дереву и украсили гирляндами обычный манекен.