МОСКВА, 24 дек — РИА Новости. Бывший акционер крупнейшей российской частной авиакомпании "Трансаэро" Эскерхан Муталибов, которому принадлежало 5% ее акций, подал в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск о восстановлении корпоративного контроля, сообщили в среду РИА Новости в суде.
Муталибов требует восстановить корпоративный контроль путем признания за собой права собственности на акции. Ответчиками в иске указаны председатель совета директоров авиакомпании и один из ее основных акционеров Александр Плешаков, а также компания-реестродержатель ЗАО "Компьютершер Регистратор". Предварительные слушания по иску суд назначил на 5 февраля.
Муталибов в конце ноября подал этот иск в арбитражный суд Москвы, но столичный арбитраж вернул его в связи с неподсудностью спора. Как указал суд, корпоративные споры в соответствии с российским законодательством рассматриваются исключительно арбитражными судами по месту нахождения компании, а "Трансаэро" зарегистрировано в Санкт-Петербурге.
Муталибов уже пытался взыскать солидарно с "Трансаэро" и "Компьютершер Регистратор" более 1,6 миллиарда рублей убытков, причиненных ему незаконным, по мнению истца, списанием с лицевого счета принадлежавших ему акций авиакомпании. В обосновании иска он ссылался на то, что он в 2000 году приобрел 5-процентный пакет обыкновенных именных акций "Трансаэро" — более 7 миллионов штук, которые затем были списаны со счета без его ведома, хотя он никому ценные бумаги не отчуждал.
Суды двух инстанций в 2012 году отклонили иск в связи с пропуском Муталибовым срока исковой давности. Кассационный суд отправил дело на пересмотр, указав, что суды должны установить обстоятельства утраты истцом спорных акций. Однако Высший арбитражный суд (ВАС) в 2013 году по жалобе "Трансаэро" отменил постановление кассации и согласился с пропуском срока исковой давности.
Высшая судебная инстанция констатировала у Муталибова продолжительное безразличное отношение к своим ценным бумагам, так как он перестал получать приглашения на собрания акционеров еще в 2004 году, а за разъяснениями к компании обратился только в 2011 году. По мнению суда, трехлетний срок исковой давности начал течь в 2004 году, когда Муталибов должен был узнать о нарушении своих прав, если бы действовал с должной заботливостью и осмотрительностью. При этом обстоятельства утраты Муталибовым акций, по мнению ВАС, не имеют значения для разрешения спора — пропуск срока исковой давности является безусловным основанием для отказа в иске.