НИЖНИЙ НОВГОРОД/МОСКВА, 24 дек — Р-Спорт, Александр Рогулев. Агентство "Р-Спорт" продолжает серию репортажей из городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года в России. Следующий в списке — Нижний Новгород, самый речной и, если верить местным жителям, самый русский город — ЧМ-2018.
Чемпионат мира 2018 года пройдет с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах — Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
Когда едешь четыре часа в Нижний Новгород на "Сапсане", на протяжении всего пути виды из окна открываются не самые приятные. То там, то здесь можно увидеть брошенную, покосившуюся избу, разбитую дорогу или ни разу не видевшую ремонт обшарпанную "хрущевку". Уже в Нижнем Новгороде меня встречает морально устаревший Московский вокзал, а следом — неказистый 15-минутный путь от вокзала до гостиницы.
Параллельно знакомимся с будущими объектами чемпионата мира. Благо, это можно делать даже без машины: моя гостиница стоит прямо на площади Ленина — месте, где в 2018 году планируется разместить главную фан-зону. Еще семь минут пешком мимо знаменитой нижегородской ярмарки — и я стою на месте слияния рек Оки и Волги, фактически у "стен" будущего стадиона.
Поможет добираться на арену новая, 15-я по счету станция метро "Стрелка". Она будет нужна не только для доступа к стадиону, но и для нового жилого района "Седьмое небо", который растет неподалеку. Кроме того, в планах руководства области сделать на Стрелке, вокруг нового стадиона, новый общественный центр для горожан, и без станции метро здесь действительно не обойтись. Одна доминанта здесь уже есть — Александро-Невский Новоярмарочный собор. С Нагорной части он кажется чуть ли не игрушечным, но на самом деле он возвышается на 87 метров, является пятым по высоте храмом в России и самым высоким зданием всей области.
От собора до центра города не так уж и далеко, особенно если вы здесь гостите и времени не жалко. Правда, пешком путь непростой: сначала по Канавинскому мосту под сильным ветром, а дальше — в горку, иначе никак к Кремлю и площади Минина не попасть. Между ними есть еще Рождественская улица, но о ней вам лучше будет прочитать в путеводителе. Нагорная часть Нижнего Новгорода — великолепна, ее надо видеть. И слова о "самом русском городе" подтверждаются, как только вы пересекаете Оку. Кремль, церкви, старинные здания и даже "дом для неимущих", ночлежка в котором стала основной для романа "На дне" Максима Горького. В общем, не удивительно, что Нижний в этом году принял более 800 тысяч туристов.
Стадион: "Волга Арена"
Дата сдачи: весна-осень 2017 года
Стоимость строительства: 17,022 млрд рублей
В середине ноября первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и министр спорта Виталий Мутко проверили ход подготовки города к чемпионату. "В Нижнем Новгороде все организовано на хорошем уровне, никаких претензий к региональным властям нет", — вынес свой вердикт Шувалов.
Посетили и место строительства будущего стадиона. Строить арену будет компания "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. Пока на площадке идет снос существующих зданий располагавшегося здесь речного порта и других организаций. С января стройка должна принять правильные формы. Сборно-разборных конструкций в проекте не предусмотрено — и во время чемпионата мира, и после на арене сможет разместиться более 45 тысяч человек. Логичный вопрос — куда столько? На местный стадион "Локомотив" во время ноябрьского матча с "Балтикой" официально пришло 1700 зрителей.
"Сегодня общественный центр нашей области находится на площади Минина и Пожарского, — объясняет губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. — Все наши мероприятия мы проводим там — на площадке под открытым небом и на плоском пространстве, где сцену можно увидеть далеко не всем. Благодаря стадиону и наличию рядом храма в одном районе мы сможем проводить и религиозные мероприятия, и спортивные, и светские. Мы подведем туда метро, и этот новый общественный центр начнет работать. Я считаю, что нам вместимости в 45 тысяч зрителей будет еще и маловато".
Спортивные люди верят, что и "Волга" на новом стадионе заиграет по-другому, завоевав право на повышение в классе. "Пойми, "Локомотив" просто неудобен, — говорит мой провожатый. — Он старый, неудобный. К тому же добираться до него непонятно как. А новая арена будет, можно сказать, в центре, со своей станцией метро. Про комфорт я уже не говорю". Тут остается только верить. Вот, например, интересная цифра к размышлению: в Нижнем Новгороде 45 тысяч человек занимаются футболом, и каждый год таких людей становится на 10% больше.
"Обманывать болельщика бессмысленно, — рассуждает о посещаемости министр спорта области Сергей Панов. — Когда команда играет на высоком уровне, дополнительной рекламы не нужно. При этом нужно терпение и поддержание традиций у клуба, который существует. Посмотрите на (хоккейное) "Торпедо", даже на не самый комфортабельной в КХЛ арене аншлаг почти на каждом матче. То же самое надо сделать с футболом. Болельщикам нужно время, чтобы все устаканилось, и они поняли: команда есть, она существует и постоянно прогрессирует. Тогда арена будет заполняться все больше и больше".
Транспорт
У Нижнего Новгорода, пожалуй, одна из самых широких программ по совершенствованию транспортной инфраструктуры. И, в первую очередь, город наконец-то получит современный аэропорт. В этом году "Стригино" установил рекорд, впервые за последние 20 лет перевалив за планку 1 миллион пассажиров. И пусть четыре года назад было в три раза меньше, показатель — не самый великий для пятого по величине города страны. Но давайте не забывать близость Нижнего Новгорода к Москве: оттуда самый большой поток и туристов, и "командированных", которые добираются в город "по земле".
В общем, реконструкция "Стригино" идет полным ходом. Пока работает старый терминал, но справа от него уже виднеются стены нового, строительство которого ведет чешская компания PSJ. Введен в эксплуатацию он будет в конце 2015 года. Терминал будет в два раза больше, чем нынешний, а его пропускная способность
составит 1,5 миллиона человек в год. Остается надеяться, что столь обсуждаемое сегодня падение курса рубля на сроках строительства не скажется.
Будет модернизирован и Московский вокзал, который сегодня тоже городу не соответствует. Если РЖД все же успеет запустить к 2018 году высокоскоростную магистраль, то путь до Нижнего сократится до полутора часов. Это, кажется, быстрее, чем доехать из Алтуфьево до Бутово. Соответственно, вместо устаревшего вокзала в городе должен появиться современный транспортно-пересадочный узел. Возможно, новые аэропорт и вокзал свяжет ветка аэроэкспресса.
Инфраструктура
Область закупит новый транспорт: в программе 2017 года стоит покупка низкопольных автобусов и трамваев, а также приобретение вагонов метрополитена. В Боре, недалеко от ФОКа "Красная Горка", должна появиться база для одной из команд-участниц. Нереально повезет болельщикам этой сборной: из центра Нижнего до Бора ходит… канатная дорога через Волгу длиной более 3,5 километров — одна из самых протяженных в Европе. Интересно, что местные жители пользуются ей каждый день как реальным транспортным средством, пересекая великую реку за 13 минут. Болельщикам одной из сборных я буду завидовать больше, чем другим.