Рейтинг@Mail.ru
Задача выполнена: первый пуск тяжелой "Ангары" прошел штатно - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Задача выполнена: первый пуск тяжелой "Ангары" прошел штатно

© Фото : Пресс-служба МО РФ | Перейти в медиабанкПервый пуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5"
Первый пуск ракеты тяжелого класса Ангара-А5
Читать ria.ru в
Дзен
С космодрома "Плесецк" с первой попытки была запущена тяжелая ракета-носитель типа "Ангара".

МОСКВА, 23 дек — РИА Новости, Александр Ковалев, Екатерина Згировская. Россия сделала важный шаг в развитии отечественной непилотируемой космонавтики, с первой попытки успешно запустив с "Плесецка" тяжелую ракету-носитель семейства "Ангара" — первого ракетного комплекса, разработанного в РФ после распада Советского Союза.

Таким образом, выполнен один из ключевых этапов всей программы "Ангара": испытаны ракеты легкого и тяжелого классов. Так как нишу среднего класса с успехом пока заполняет экологичный "Союз", используемые ныне ракеты легкого класса "Рокот" снимаются с вооружения, а тяжелые "Протоны" летают на токсичном топливе, приоритет был отдан именно испытаниям легкой и тяжелой версий "Ангары".

Космодром Плесецк в Архангельской области
Рогозин поздравил со стартом ракеты "Ангара-А5"

Ракеты-носители типа "Ангара" являются экологически чистыми, так как их двигатели работают на керосине и кислороде, без использования крайне токсичного гептила.

Тяжелая "Ангара" способна выводить с территории России полезную нагрузку на геостационарную орбиту. Она призвана заменить в отдаленной перспективе применяемую для этих целей ракету-носитель "Протон", запускаемую с "Байконура" (Казахстан).

Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает ракеты четырех классов (от легкого до тяжелого) грузоподъемностью от 3,8 тонны ("Ангара-1.2", испытательный пуск прошел в июле) до 35 тонн ("Ангара-А7", дата пуска пока не определена) для запусков с космодрома "Плесецк", а в перспективе — с "Восточного".

В будущем, после серьезной модернизации, на "Ангаре" возможно будут осуществлять пуски по пилотируемой программе.

Все штатно

Первоначально "Ангару-А5" хотели запускать 25 декабря, но позже было принято решение произвести пуск раньше. Пусковое окно позволяло это сделать в период с 22 по 28 декабря.

Тяжелая "Ангара" штатно стартовала с площадки космодрома "Плесецк" в 08.57 мск во вторник, 23 декабря, о чем министр обороны Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину, наблюдавшему за пуском по видеоконференции. Именно верховный главнокомандующий дал финальное разрешение на пуск.

Первый пуск ракеты тяжелого класса Ангара-А5
Первый пуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5". Фотолента

"В 08.57 мск боевым расчетом войск Воздушно-космической обороны успешно проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5"", — сообщил Шойгу президенту.

Летом 2014 года войска ВКО успешно осуществили первый испытательный пуск самой первой ракеты семейства — легкой "Ангара-1.2ПП". Это произошло 9 июля, хотя первоначально пуск был запланирован на 27 июня, но произошла автоматическая отмена запуска, и пуск был перенесен до выяснения причин отмены и ликвидации проблемы. Этот момент доказал эффективность автоматики стартового комплекса.

Вскоре после пуска тяжелой "Ангары" в пресс-службе Минобороны сообщили, что миссия проходит в штатном режиме и в расчетное время в установленных районах республики Коми, Томской области и акватории Филлипинского моря прошло отделение I, II и III ступеней и сброс головного обтекателя ракеты.

На пути к финальной точке девятичасового космического путешествия — геостационарной орбите — разгонный блок трижды включал маршевые двигатели.

"Успешно прошло первое, второе и третье включения маршевой установки разгонного блока "Бриз-М. Макет выведен на переходную орбиту. Полет продолжается успешно", — сообщил РИА Новости источник в космической отрасли примерно в середине миссии.

На геостационарную орбиту космические аппараты с "Плесецка" ранее не выводились, поэтому сегодняшний пуск открывает новые возможности. Благодаря грузомакету, на котором установлены специальные датчики, передающие информацию на Землю, стало возможным протестировать заложенную на борт циклограмму полета.

Ожидается, что довыведение грузомакета массой более 2 тонн на высоту около 36 тысяч километров и далее на орбиту захоронения будет произведено за счет четырех включений маршевой двигательной установки разгонного блока "Бриз-М" в 17.57 мск. Грузомакет спутника при этом не будет отделяться от "разгонника".

Модульное будущее российской космонавтики

Первый пуск тяжелой "Ангары" — большой шаг вперед для отечественной космонавтики, потому что это первая ракета, которая разработана в России после распада СССР.

Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-А5.1Л", как называют ушедшую в космос версию носителя, состоит из трехступенчатой ракеты-носителя "Ангара-А5", созданной на основе универсальных ракетных модулей и космической головной части.

Космическая головная часть включает неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки, установленный на разгонный блок "Бриз-М" под головным обтекателем.

Важно отметить, что в двигательных установках этой ракеты используются экологически чистые компоненты топлива — кислород и керосин. Это позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей.

Президент России Владимир Путин после доклада министра Шойгу об успешном пуске "Ангары-А5" поздравил участников запуска. "Действительно, для нашей ракетно-космической отрасли и, пожалуй, для России в целом это большое, очень важное событие", — сказал он, отметив, что РФ остается одним из признанных лидеров в освоении космоса.

К поздравлениям присоединился и курирующий ракетно-космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Комаров назвал запуск тяжелой "Ангары" "общим успехом" и отметил выход РФ на новый уровень возможностей в освоении космического пространства и поддержания экологии.

Создание "Ангары" является задачей особой государственной важности. Ввод "Ангары" в эксплуатацию позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит стране независимый гарантированный доступ в космос.

"Россия с сегодняшнего дня обладает не просто "Ангарой", а возможностью выведения практически любых полезных нагрузок как в интересах министерства обороны, так и гражданских космических аппаратов с национальной территории, используя современнейшие технологии", — сказал глава администрации президента Сергей Иванов в ходе видеоконференции с участием президента.

Миссия "Ангары" также состоит в том, чтобы уже в течение пяти лет заменить ракеты-носители "Протон" с гептиловым топливом, загрязняющим окружающую среду.

Как сообщил РИА Новости академик РАКЦ, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин, благодаря модульности, "Ангара" станет не только универсальным, но и очень надежным носителем. Кроме того, это позволит снизить ее стоимость.

Перспективы развития

Развитие "Ангары" не останавливается. Ее испытания на "Плесецке", как сообщал командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Александр Головко, должны завершиться в 2020 году. К этому времени должна быть построена и резервная стартовая площадка под этот носитель на северном космодроме.

Космический ракетный комплекс (КРК) "Ангара" — составная часть национальной системы средств выведения в космос аппаратов различного назначения, целиком базирующейся на использовании российского научно-промышленного потенциала.

Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска КРК "Ангара" идут в рамках Федеральной целевой программы развития российских космодромов на 2006-2015 годы, а работы по разработке и изготовлению ракеты космического назначения — в рамках Госпрограммы вооружения и Федеральной космической программы России на 2006 — 2015 годы. Наземная инфраструктура КРК "Ангара" на "Плесецке" включает технический и универсальный стартовый комплексы.

Что касается самой ракеты, то ей также предстоит обновление. Так, полностью российскими составляющими в части электроники, которая, по словам замгендиректора Центра Хруничева Александра Медведева, пока еще не полностью импортозамещена, "Ангара" обзаведется уже совсем скоро.

"Даже те элементы, которые сегодня еще вынуждены закупать за рубежом, скоро будут наши, отечественные. Не только по элементной базе, но и по другим составляющим. В частности, со следующего года шар-баллоны будут отечественные. Как ни странно звучит, санкции очень помогают: мы еще не успели сесть на "зарубежную иглу". Надо вернуться к собственному производству. И мы это быстро сделаем", — сказал Медведев.

В свою очередь академик Российской академии имени Циолковского Александр Железняков отметил, что из-за нынешней экономической ситуации в РФ программа импортозамещения, принятая летом 2014 года, может быть скорректирована и займет не три года, как запланировано, а "немного больше". Но наличие этих нероссийских элементов на миссии "Ангары" никак не скажется.

Как сообщил академик Игорь Маринин, ракеты нового семейства вскоре получат и более мощный разгонный блок. Сегодня, как и на "Протонах", запускаемых с казахстанского "Байконура", так и на снимаемых с вооружения конверсионных ракетах-носителях "Рокот", работающих на Плесецке, используется "разгонник" "Бриз". Он-то и выполнял миссию выведения макета спутника на геостационарную орбиту у тяжелой "Ангары-А5" при ее первом пуске.

"Вместо этого разгонного блока у нас разрабатывается водородно-кислородный разгонный блок, который энергетически более мощный и позволит еще на несколько тонн увеличить грузоподъемность этой ракеты-носителя и массу спутника, выводимого на геостационарную орбиту", — сказал Маринин РИА Новости.

Первый пуск ракеты тяжелого класса Ангара-А5
Первый пуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала