МОСКВА, 22 дек — РИА Новости. Школа – интернат № 1 им. К.К. Грота для незрячих и слабовидящих детей известна далеко за пределами Санкт-Петербурга. И хотя лимит мест для учеников давно исчерпан, семьи со всей России ищут различные возможности отдать на обучение своего ребенка именно сюда. Потому что знают, педагоги школы воспитывают самостоятельных, активных, социально успешных личностей. О том, как за девять лет удалось сделать из интерната инновационное учреждение и почему все проекты, которые реализует руководство школы находят поддержку у региональной власти, корреспондент РИА Новости Оксана Баранова беседует с директором ГБС (к)ОУ школа-интернат № 1 им. К.К. Грота, Заслуженным учителем РФ Алексеем Мухиным (Санкт-Петербург).
- Алексей Викторович, вы девять лет руководите образовательным учреждением, на сегодняшний день, что собой представляет школа – интернат?
— За девять лет удалось сделать многое, можно сказать: в интернате изменилось все. Наша школа стало абсолютно открытым, инновационным учреждением. С большим удовольствием мы выполняем роль ретранслятора на регионы РФ всех инноваций, которые есть в системе коррекционного образования Европы для детей с нарушением зрения. Удалось собрать талантливую, креативную команду педагогов. Сделать родителей активными членами образовательного процесса. При школе есть детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день у нас 18 воспитанников. Учащиеся из отдаленных районов, остаются на полую рабочую неделю, остальных родители забирают домой ежедневно.
- Какую программу из всего комплекса инноваций, реализуемого вашими педагогами, вы считаете наиболее необходимой для воспитанников, имеющих проблемы со зрением?
— У нас разработаны индивидуальные маршруты обучения воспитанников. Но, пожалуй, такое направление как социализация и адаптация ребенка с ОВЗ, я считаю, одним из главных элементов обучения. Особенно, это касается сирот. Ведь то, что для домашнего ребенка является элементарным и нормальным, для воспитанника детского дома представляет огромную сложность. Поэтому мы создали образовательный "социальный полигон", где вместе с педагогом дети учатся готовить, пользоваться бытовой техникой, делать покупки, посещать парикмахерскую.
- Насколько важную роль в процессе обучения детей с ОВЗ играет ресурс дополнительного образования?
— Много лет назад, при интернате, мы открыли филиал детской музыкальной школы. Наши дети с удовольствием постигают сложный музыкальный мир, потому что, имея проблемы со зрением, у них включаются другие рецепторы познания того, что окружает, и музыка становиться частью мировосприятия. А результатов масса. Сцена Мариинского театра и Октябрьского концертного зала – это наши рабочие площадки. Не так давно наша выпускница вернулась с международного конкурса памяти Анны Герман, который проходил в Варшаве. На ежегодном городском конкурсе "Вера, Надежда, Любовь" три года подряд занимаем первое место. Уже даже как — то неудобно и неловко перед коллегами из других коррекционных школ, но успех воспитанников, мне как руководителю, согревает душу и сердце. А какими дети возвращаются с фестивалей! Цельные, самодостаточные, радостные, и перед нами уже стоит другая задача – оградить их от "звездной болезни".
- Каким должен стать ребенок, окончивший школу? Главная задача, стоящая перед вами и педагогами?
— Скажу откровенно, я искореняю из школы, из семей благостно-жалостливое отношение к детям. Да, мои ученики, несколько другие, они отличаются от обычных детей, но они полноправные члены общества, и значит, всего в жизни должны добиваться сами. Мы не должны жалеть и воспитать иждивенцев и потребителей, наше цель, вместе с родителями постараться сделать все, чтобы из стен школы вышел самостоятельный, активный, успешный человек.
- Видимо этим объясняется популярность учреждения?
— Из лимита мы давно вышли, на сегодняшний день в школе обучается 320 детей. Конечно, опыт мы постепенно распространяем по всем регионам России, но я думаю, что успех зависит не только от грамотных образовательных программ. Успех – это когда педагогический состав вкладывает душу в свою работу, когда региональная власть идет на встречу и помогает реализовывать самые сложные проекты. Мы построили стадион с современным искусственным покрытием, с каучуковыми поребриками. Сейчас доделываем театрально-концертный зал. Нам выделили землю для строительства своего загородного лагеря… Так что работы хватит до пенсии. Быть руководителем коррекционной школы, это настоящая мужская работа. Я счастлив ежедневно видеть результаты нашей совместной работы с умной командой представителей государственных ведомств, я счастлив, видеть талантливых педагогов и радостных, самодостаточных воспитанников.