Рейтинг@Mail.ru
ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие" - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие"

© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске
ОАО ПО Северное машиностроительное предприятие в Северодвинске
Читать ria.ru в
Дзен
21 декабря 2014 года исполняется 75 лет со дня основания судостроительного завода "Севмаш".

ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" ("ПО "Cевмаш") — один из крупнейших судостроительных комплексов России.

С 2008 года входит в состав ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".

Крупнейший в России судостроительный комплекс расположен на берегу Никольского рукава устья Северной Двины, имеющего прямой выход в Белое море.

Основные направления деятельности: производство военной техники для ВМФ России и зарубежных заказчиков; производство морской техники для добычи нефти и газа; гражданское судостроение; изготовление продукции технического назначения для машиностроительной, металлургической, нефтегазовой и других отраслей промышленности; гарантийный ремонт, модернизация АПЛ и надводных кораблей, утилизация; проектирование судов, морских сооружений, судового оборудования, техники для добычи нефти и газа.

Генеральный директор — Михаил Будниченко.

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года — день закладки первого корабля, линкора "Советская Белоруссия".

В годы Великой Отечественной войны строительство завода было приостановлено. Коллектив обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и техническое состояние транспортов союзников. В военные годы было отремонтировано 139 кораблей и судов, освоен выпуск башенных артиллерийских установок, минно-тральной продукции.

В 1944 году началось восстановление объемов судостроительной программы. К середине 1950-х годов флоту были переданы 23 больших морских охотника, 2 крейсера, 20 эсминцев, более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта).

Первый опыт подводного кораблестроения завод получил еще в годы войны, достраивая совместно с Балтийским заводом две подводные лодки серии Л-XIII-38. К серийной постройке подводных лодок предприятие приступило в начале 50-х годов прошлого века.

14 мая 1954 года в стапельном цехе 50 была заложена головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 611. В развитие серии 11 сентября 1955 года ВМФ была передана модифицированная подводная лодка проекта В611 — первая подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. К концу 1961 года предприятие завершило строительство серии подводных ракетоносцев проекта 629А, которые стали весомым аргументом в развернувшейся гонке морских стратегических вооружений. До 1962 года завод передал ВМФ 33 дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ).

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе была заложена первая советская подводная лодка с атомной энергетической установкой. 17 декабря 1958 года головной корабль проекта 627, получивший тактический номер К-3, был принят в опытную эксплуатацию. В 1967 году ВМФ был передан первый советский атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А с 16 баллистическими ракетами на борту. За пять лет в строй были введены 24 атомных ракетоносца, благодаря чему был достигнут паритет с США по морской составляющей ядерных сил.

В 1972-1990 годах было построено 60 АПЛ четырех модификаций — проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Несколько модернизаций прошел и ракетный комплекс. В 1969 году на "Севмаше" была построена первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

В середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности "Севмаша" были удвоены, возведен крупнейший в России эллинг (сооружение для постройки или ремонта). В 1980 году в новом цехе была построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами.

В 1981 году ВМФ был передан головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941, вооруженный 20 межконтинентальными баллистическими ракетами. Этот подводный ракетоносец занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самая большая подводная лодка в мире. По проекту 941 на предприятии было построено шесть кораблей.

В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 метров — самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.

С распадом Советского Союза "Севмаш" фактически остался единственным предприятием в России и на постсоветском пространстве, осуществляющем весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.

За свою историю "Севмаш" передал Военно-морскому флоту страны 131 атомную, 36 дизель-электрических подводных лодок и 45 надводных кораблей. В 2012 году Военно-морскому флоту передан головной атомный подводный крейсер "Юрий Долгорукий" (проект "Борей"). 23 декабря 2013 года в боевой состав ВМФ был принят атомоход "Александр Невский" ("Борей").

30 декабря 2013 года в состав ВМФ РФ вошла АПЛ "Северодвинск" — первый серийный корабль проекта "Ясень".

На стапелях строятся атомные подводные лодки "Казань" ("Ясень-М"), "Князь Владимир" ("Борей"), "Новосибирск" ("Ясень-М").

27 июля 2014 года на "Севмаше" состоялась торжественная церемония закладки сразу трех современных атомных подводных кораблей "Князь Олег" (проект "Борей-А"), "Красноярск" (проект "Ясень-М") и "Хабаровск".

10 декабря 2014 года Военно-морскому флоту была передана атомная подводная лодка "Владимир Мономах" (проект "Борей").

26 декабря 2014 года на заводе "Севмаш" будет заложена шестая атомная подводная лодка проекта "Борей". В общей сложности до 2020 года планируется принять на вооружение восемь подлодок проекта "Борей".

В рамках военно-технического сотрудничества северодвинская верфь работает с зарубежными заказчиками. По межправительственному соглашению России с республикой Индия предприятие провело ремонт и модернизацию авианосца "Викрамадитья". С 2012 года корабль проходил заводские ходовые испытания в море. 16 ноября 2013 года авианосец был передан Военно-морским силам Индии.

"Севмаш" также освоил производство высокотехнологичной гражданской продукции и, прежде всего, морских платформ для разработки нефтегазовых месторождений Арктики. Уникальная в своем классе морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная" в мае 2013 года передана в управление заказчику ОАО "Газпром".

В сентябре 2013 года спущена на воду, а затем передана заказчику океанская мегаяхта проекта А1331.

Высокая квалификация коллектива "Севмаша" подтверждена государственными наградами. Предприятие награждено пятью орденами, двумя благодарностями президента РФ, Почетной грамотой председателя правительства РФ.

Двадцати двум работникам верфи в разные годы присваивались звания Героев Советского Союза, Социалистического труда, Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала