ДЕЛИ (Индия), 17 дек — РИА Новости, Ольга Липич. Полторы тысячи паломников из буддийских регионов России, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов приехали в Дели на религиозные учения, которые проведет для них 17-19 декабря всемирно известный духовный лидер буддизма Далай-лама XIV Тензин Гьяцо.
"Сегодня, когда в разных регионах планеты идут войны, гибнут и страдают тысячи людей, а в межгосударственных отношениях влиятельных держав растет напряжение, учения Далай-ламы о сострадании и любви особенно важны. Он всегда подчеркивает, что нельзя делить мир на "своих" и "чужих". Его Святейшество — апологет мира, и в этом году широко отмечается 25-летие присуждения ему Нобелевской премии мира", — сказал РИА Новости один из организаторов учений — верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
По его словам, жители буддийских республик России нуждаются в наставлениях Далай-ламы для возрождения буддийских практик, а духовный лидер надеется, что российские буддисты будут развивать традиции древнего индийского университета Наланда, сохраненные тибетцами. Далай-лама возглавляет тибетскую буддийскую школу Гелугпа, последователями которой исторически являются жители буддийских регионов РФ.
На этой неделе на учениях в Дели Далай-лама продолжит начатое два года назад разъяснение философской поэмы мыслителя VIII века Шантидевы "Бодхичарья-аватара" ("Путь бодхисаттвы") — об альтруизме, совершит тантрическое посвящение Авалокитешвары (Будды сострадания) и ответит на вопросы россиян.
Путь бодхисаттвы
"Бодхичарья-аватара" призывает идти путем бодхисаттвы — подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния будды. На протяжении столетий этот текст служил источником вдохновения для поколений великих наставников буддизма и простых людей. "Если я хоть в какой-то мере постиг, что такое сострадание и путь бодхисаттвы, своим пониманием я целиком и полностью обязан этому тексту", — писал о поэме сам Далай-лама.
Шантидева — один из выдающихся 17 пандит (ученых) древнеиндийского университета Наланда, которые, по словам Далай-ламы, оказали наибольшее влияние на развитие учения Будды Шакьямуни. Понимая это, организаторы учений попросили духовного лидера даровать учения именно по главному труду Шантидевы — "Бодхичарья-аватара".
О глубине и важности поэмы свидетельствует то, что Далай-лама трактует этот текст несколько лет, уделяя внимание каждой строфе. Начало его подробному изучению россиянами было положено на трехдневных учениях в Дели в декабре 2012 года.
Считается, что когда наставник зачитывает вслух классическое произведение по философии буддизма, слушатель не только воспринимает его содержание на интеллектуальном уровне, но и получает от учителя энергию, способствующую глубокому проникновению в суть учения. Буддисты называют это "благословением линии преемственности".
"Не получится в одночасье преобразовать сердце и ум — это постепенный процесс… Внезапные духовные озарения похожи на вспышку молнии. В такие моменты мы можем ощущать глубокое волнение и вдохновение, но без опоры на дисциплину и длительные усилия такие переживания оказываются крайне непредсказуемыми, а их преобразующий эффект довольно ограничен", — отметил Далай-лама, обращаясь к последователям.
По его словам, мечта о счастье зачастую увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями, в то время как путь к истинному счастью лежит через преодоление эгоизма, умиротворение ума, осознание единства человечества и взаимозависимости всего в мире, сострадание и заботу о других.
Буддизм в России и Далай-лама
Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.
Особенно тесной связь с Далай-ламой стала при последнем российском императоре Николае II, когда при дворе возрос интерес к философии буддизма и тибетской медицине. Российская империя первая из европейских государств установила дипотношения с Тибетом, руководимым тогда Далай-ламой XIII (они были прерваны после революции в России), а в столице Санкт-Петербурге был построен первый в Европе дацан.
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тензин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол. После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переселился в Индию. Его резиденция расположена в городе Дхарамсала в северном штате Химачал-Прадеш, в предгорьях Гималаев. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя была однодневной в 2004 году в Калмыкию. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть Далай-ламу в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.
С 2009 года Далай-лама ежегодно проводит в Индии учения для буддистов, приезжающих из России. Вначале они проходили в Дхарамсале на севере Индии, где находится резиденция буддийского лидера, а с 2012 года перенесены в Дели, куда проще добраться слушателям из российских регионов.
Организаторы учений: Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).