Николай Малишевский (Беларусь), Центр международной журналистики и исследований
Официальный Киев старался не афишировать реальные потери своих военных еще со времен проведения "антитеррористической операции" в районе Славянска. Впрочем, периодически власти и представители вооруженных сил называют число силовиков, погибших в ходе "АТО". Они очень сильно занижены.
В декабре Петр Порошенко официально признал, что за время проведения "АТО" на Донбассе погибли 1252 военнослужащих. При этом еще в ноябре Киев в очередной раз дал понять, что с потерями на Донбассе не считается. Родственникам пропавших без вести участников АТО предложено самим сообщать о них. Для этого при администрации П. Порошенко создан волонтерский колл-центр. "Первый за всю историю существования администрации президента", — гордо пояснила советник президента Украины Ольга Богомолец.
Власти занижали, искажали причины смерти, скрывали и замалчивали свои военные потери на Донбассе с первых месяцев "АТО". Например, изначально не называли потери среди боевиков и "сотников" так называемых "майданных сотен", которые, согласно заявлениям руководства Совета национальной безопасности и обороны Украины, "гибнут на самых тяжелых участках фронта". В связи с этим некоторые украинские эксперты и активисты националистических структур считают, что Киев решил перемолоть в карательной операции наиболее активную часть "революционеров", мешающих сегодня взявшим власть олигархам вроде И. Коломойского и П. Порошенко.
В начале лета командование ополченцев заявило: если всплывет правда о потерях вооруженных сил под Славянском, правительству "наступит карачун". Возможно, именно это вынудило исполнявшего обязанности начальника Главного управления по работе с личным составом ВСУ генерал-майора Александра Розмазнина заявить, что в безвозвратных потерях не учитывается личный состав пограничной службы и "национальной гвардии".
Общее количество бойцов "нацгвардии", "Правого сектора" и спецбатальонов, которые вели основные боевые действия — особенно в первые месяцы противостояния на Донбассе — неизвестно. Списков нет — что очень удобно для сокрытия реальных потерь. Так же, как и отсутствие в министерстве обороны базы данных для кадровых военных.
Осенью первые лица Украины все же стали включать "нацгвардейцев", пограничников, сотрудников МВД и СБУ в число погибших. Однако их заявления зачастую просто противоречат друг другу. Например, 7 октября главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил о гибели за время проведения АТО на Донбассе 953 военных. А П. Порошенко тремя днями ранее сообщил, что, по официальным данным, в ходе "АТО" погибли 967 военнослужащих.
Еще пример. По официальным данным министерства обороны, при выходе из Иловайска в конце августа погибли 108 бойцов. В то же время генеральный прокурор Виталий Ярема оценил потери под Иловайском в 200 бойцов. В свою очередь, командир батальона "Донбасс" Семен Семенченко сообщил о гибели более тысячи военных. А председатель временной следственной комиссии Верховной рады по вопросам расследования причин трагедии в Иловайске Андрей Сенченко проинформировал, что за период с 23 июля по 23 августа группировка "сектора Д" ВСУ, принимавшая участие в операции в Иловайске, недосчиталась 3,4 тысячи бойцов.
Сегодня в списки погибших участников АТО по-прежнему не включаются иностранные и местные наемники, добровольцы-неонацисты, военные инструкторы и уголовники, выпущенные властями из тюрем для участия в "операции" против населения Донбасса. После принятия 6 мая Верховной радой закона об амнистии глава МИД России Сергей Лавров заявил, что "по некоторым данным, под эту амнистию подпадают около 15 тысяч человек, причем их освобождали, негласно обусловливая это вступлением в "национальную гвардию". И не только в нее.
В сентябре, после задержания нескольких диверсионных групп украинских силовиков, выяснилось: в зону "АТО" отправляют группы диверсантов, сформированные из особо опасных заключенных. В ходе допроса пленных стал известно, что месяцем ранее они отбывали наказание в ИТК-92 строгого режима в с. Старые Бабаны, Черкасской области и были амнистированы в обмен на согласие участвовать в операции на Донбассе.
Не вносят в списки официальных военных потерь и людей, чьи родственники получают извещения о гибели с формулировками, позволяющими дельцам от министерства обороны не выплачивать семьям погибших обещанные пособия в размере 609 тысяч гривен. Раненые под Волновахой украинские бойцы еще в мае жаловались журналистам, что их заставляют подписывать странные протоколы, в которых они проходят как "пострадавшие от несчастного случая или аварии". И упоминали протоколы осмотра трупов, гласивших, что их боевые друзья "погибли при невыясненных обстоятельствах от огнестрельных ранений".
Кроме этого, весьма внушительно выглядят и списки "пропавших без вести", "дезертировавших" и числящихся ранеными. В период летних боев матерям участников "АТО" от имени уже погибших сыновей рассылали смс — чтобы "не волновать" родных и скрыть потери. Когда счет убитых пошел на сотни даже в официальных заявлениях представителей режима, украинские журналисты, словно под диктовку, стали живописать "героическую гибель" молодых парней 18-20 лет. Дескать, жизнь только начиналась, дома ждала любимая, но Украина "превыше всего". Так они приучали родственников к мысли о том, что их сын, брат или жених домой уже не вернется.
Летом депутаты группы "За мир и стабильность" в Верховной раде обратились к президенту и правительству с требованием рассекретить данные о погибших гражданах Украины. Согласно заявлению сопредседателя депутатской группы Сергея Горохова, количество погибших за время проведения АТО к началу августа составило более 10 тысяч человек.
Осенью депутат Верховной рады, лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко обвинил президента и тогдашнего министра обороны в преступлениях против собственных солдат. "Порошенко и Гелетей нагло лгут, скрывая более 8000 наших потерь в АТО! — заявил он. — Эти ребята отдали свою жизнь за них, за страну, за свой народ. Но никакой благодарности и уважения от нашего руководства они и их близкие не получили. Более того, оказывается, что Порошенко сжигает наших героев, как неких собак, в немецких крематориях! Ко мне попала фотография с разведывательного спутника, на которой четко можно увидеть полевой крематорий возле военного госпиталя в зоне АТО у Новоайдара. Как мне доложили, этот крематорий нам передала Германия…".
Многих погибших военных не только сжигали в крематориях, но и закапывали в землю без знаков о захоронениях или идентификации перед смертью. Причем не только весной и летом, когда занижать и фальсифицировать реальные потери было проще всего, но и осенью. Например, 22 сентября власти Запорожской области сообщили о похоронах 55 неопознанных тел участников "антитеррористической операции". На следующий день власти Днепропетровска подготовили могилы для 332 украинских военнослужащих, из которых были опознаны лишь 22 тела…
Война, которую развязали власти против собственного народа, уже унесла множество жизней. Их число растет с каждым днем. Но, когда в Киеве неохотно признают "боевые потери", то, судя по всему, руководствуются американской поговоркой: "Смерть человека — трагедия, гибель тысяч — просто статистика".