МОСКВА, 8 дек — РИА Новости. Российские власти и бизнес обсудят перспективы развития легкой промышленности в контексте повышения ее конкурентоспособности на двухдневном всероссийском форуме, который открывается в понедельник в Москве.
В форуме "Легкая промышленность: курс на конкурентоспособность", организованном Минпромторгом, примут участие более 800 представителей бизнес-сообщества из России и Европы, органов власти и отраслевых экспертов из 62 регионов страны.
Участие в дискуссиях, отмечают организаторы, собираются принять вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, представители крупнейших компаний отрасли.
"Мы выступили с инициативой проведения форума для того, чтобы создать платформу для открытой коммуникации бизнес-сообщества с представителями органов государственной власти и ведущими экспертами отрасли", — сказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Выработанные на форуме предложения и инициативы будут рассмотрены Минпромторгом в рамках обновления стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Изменению в стратегию планируется внести на рассмотрение в правительство в первом полугодии следующего года.
Вектор развития
Союз предприятий легкой промышленности (Союзлегпром) ожидает, что государство озвучит на форуме вектор развития отрасли, а бизнес — выскажет свои пожелания.
"При этом на форуме может быть не представлена сама стратегия, но мы надеемся, что представители власти расскажут нам о ее видении", — сказал РИА Новости директор по связям с общественностью Союзлегпрома Игорь Ульянов.
"Форум должен стать дискуссионной площадкой, чтобы обсудить основные направления, которые в этой стратегии должны быть отражены. Коль государство идет на сближение с бизнесом, обязано послушать представителей отрасли и их предложения по разработке стратегии", — добавил собеседник.
Среди основных тем, которые будут обсуждаться в рамках мероприятия, он выделил борьбу с контрафактом на отечественном рынке, импортозамещение, перспективы развития инновационных направлений легкой промышленности, технологическое переоснащение компаний, а также вопрос поддержки отрасли государством.
Отсутствие денег
На текущий момент износ оборудования на отечественных предприятиях легкой промышленности составляет около 70%, при этом привлечь деньги в банках на техническое переоснащение отраслевым предприятиям достаточно трудно.
"Проблема переоснащения связана с короткими деньгами, дешевыми кредитами. А проблематика завязана на том, что оборудование в отрасли стареет быстрее, чем окупается. Это основная проблема, потому что отрасль не может быстро адаптироваться под существующие условия", — отметил Ульянов.
При этом многие банки считают отрасль легкой промышленности достаточно рискованной для вложения средств. "Эта рискованность определяет их негативное отношение ко многим проектам в легкой промышленности. Поэтому, чтобы хеджировать свои риски, банки выдают деньги под очень большие проценты, которые для отрасли неподъемны", — пояснил собеседник агентства.
"В отрасли нет таких денег. Проекты, которые в отрасли затеваются, — это в среднем 100 миллионов рублей. Речь должна идти о том, чтобы банки обратили свое внимание на отрасль посредством снижения этой планки", — отметил Ульянов.
В связи с этим речь на форуме пойдет о разработке с помощью государства программ поддержки инновационных предприятий, привлечении банковских средств на технологическое переоснащение отрасли.
Больше российских товаров
Вопрос финансовой помощи предприятиям отрасли неразрывно связан с актуальной в последнее время темой импортозамещения.
"Импортозамещение — это привязка к технологическому развитию. Чем более конкурентоспособны будут предприятия, тем активнее будет идти импортозамещение. Сейчас предприятия отрасли, к сожалению, низко конкурентоспособны. В отдельных секторах — да. Но в большинстве своем, если говорим про масс-маркет, то среднестатистически дешевая китайская продукция все равно пользуется большим спросом, чем российская", — пояснил Ульянов.
"Хлопок у нас полностью импортный, объем ввозимой пряжи также увеличивается… Чем меньше у нас будет импорта, тем больше возможностей для развития инновационных предприятий", — отметил он.
Между тем, по мнению представителя Союзлегпрома, у российских швейных, обувных и текстильных предприятий исторически есть все предпосылки для развития и способности быть конкурентоспособными. "Их (предприятия — ред.) создавать не надо. Многие предприятия сохранились, оснащены. Некоторые даже выходят на европейский рынок, если говорить об обувных компаниях… Необходима только помощь государства", подытожил Ульянов.