МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Возможное введение Россией нового эмбарго в отношении западных стран, о котором говорится на протяжении последних полутора недель и которое может коснуться поставки одежды, не станет проблемой для российских ритейлеров, но лишит потребителей премиальных брендов вроде Gucci, Dolce & Gabbana и других.
Российским производителям одежды инициатива никаких преимуществ и стимулов к росту не придаст из-за неразвитости производства, а также ориентации большинства компаний на азиатский рынок, где и производится большая часть отечественной одежды, считают участники рынка, опрошенные РИА Новости.
Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля ЕС и США ввели санкции против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов.
Крупным российским одежным ритейлерам известно о такой вероятности. "Последние два-три месяца в правительстве проходят совещания с представителями одежного бизнеса по поводу санкций", — сообщил РИА Новости источник на рынке, отметив, что за это время государство пыталось найти наиболее правильное решение для уменьшения прямого воздействия на российскую экономику.
Без Gucci и D&G
По данным ФТС, в 2013 году в РФ было ввезено предметов одежды (трикотажных, текстильных и прочих) на сумму 9,3 миллиарда долларов. При этом почти 46% приходилось на поставки из Китая — 4,259 миллиарда долларов. Следом идут Турция (610,8 миллиона), Белоруссия (571,9 миллиона), Бангладеш (509 миллионов).
Крупнейшим европейским импортером одежды в РФ является Италия, поставляющая продукции на 440,3 миллиона долларов (около 4,7% общих поставок). Заметными поставщиками также являются Германия (135,5 миллиона), Сербия (141,1 миллиона). Поставки одежды из США в 2013 году составили 31,3 миллиона долларов, Канады — 6,9 миллиона долларов.
Ритейлеры отмечают, что в Европе и Америке производится одежда в основном премиального сегмента. "Они (санкции — ред.) могут быть направлены на luxury сегмент, на то, что не навредит среднему классу в РФ, основному электорату. Народ переживет без Gucci, Dolce & Gabbana и других", — заявил владелец сети Baon Илья Ярошенко.
"Если Россия будет вводить ответные санкции, направленные на ограничение поставок одежды, производящейся в Европе и Америке, то фактически это может коснуться премиального сегмента, — вторит ему владелец сети "Снежная Королева" Вугар Исаев, — Но я не оцениваю высоко вероятность введения таких санкций".
Проблемы покупателей
Участники рынка считают, что возможные санкции на рынке одежды не отразятся на российских компаниях, особенно крупных, которые, в большинстве своем, не сильно зависят от западных рынков.
"Ассоциации российских компаний, как производственных, так и торговых, находятся в тесном контакте с представителями различных государственных ведомств — это позволяет с высокой степенью вероятности избежать ситуаций, когда введение ответных санкций ударит рикошетом по российским компаниям и экономике", — считает Исаев.
Между тем, по его словам, ответные санкции могут отразиться на изменении товарного портфеля в последующие годы, ведь 95% премиальных брендов в России — из стран ЕС и США. "Очевидно, что данный товар на мировом рынке заменить нечем. В то же время большая часть потребителей данной продукции многократно в течение года выезжают в другие страны, где могут с легкостью приобрести данные товары", — отметил владелец "Снежной королевы".
В МФГ отмечают опасность запрета, в первую очередь, для представителей малого и среднего бизнеса — их опыт и финансовые показатели не позволят сохранить свои позиции на рынке. "При этом крупные, стабильные компании наоборот, получают возможность наиболее выгодно представить себя", — добавили в пресс-службе компании.
Владелец Baon Ярошенко выступает против запрета, так как это нарушит нормальную конкуренцию на рынке — покупатель должен иметь выбор, а страна — не превращаться в Северную Корею. "И потом, если из России уйдет Zara, это будет хуже, а не лучше для нас. Потому что есть торговые центры, где Zara — якорный арендатор, соответственно, аренду будут вынуждены распределять на все остальных", — пояснил он.
Азия в приоритете
Свою уверенность в безболезненности санкций для большинства компаний сами ритейлеры объясняют тем, что большую часть своей продукции они производят в азиатских странах.
Исаев отметил, что санкции точно не коснутся массовых иностранных сетей, вроде Zara. "Хотя бы по той причине, что большая часть их товаров произведена не в Европе, а в странах Центральной Азии и на Ближнем Востоке", — заявил он.
"Снежная королева", по словам ее владельца, закупает часть европейских брендов напрямую в ЕС. "Физически данный товар может быть произведен в других странах, но к нам поступает по контрактам из Европы", — объяснил он. "Ту небольшую долю, что компании поставляют из западных стран, теоретически можно ввозить напрямую из Китая — просто перенаправить маршруты", — добавил Исаев.
В МФТ считают, что некоторые европейские производители в случае введения эмбарго также смогут перенести свое производство в азиатские стране. При этом на саму компанию возможный запрет на импорт одежды из Европы и США никак не повлияет, поскольку все производство находится в Азии — Китае, Индии и Бангладеш.
Baon шьет свою продукцию в Узбекистане, Вьетнаме и Корее.
Российский производитель женской одежды, обуви и аксессуаров "Кира Пластинина Стиль" производит в России лишь около 15% своей продукции под основным брендом Kira Plastinina, остальное — в Китае, сообщил генеральный директор компании Ян Хеере. "Мы производим часть одежды в Китае, часть — в России. Поэтому не видим особого влияния на нас из-за санкций Запада", — отметил он.
Неконкурентоспособность России
Возможное введение эмбарго на западную одежду могло бы стать стимулом для развития отечественной отрасли легкой промышленности. Однако в МФГ отмечают, что на данный момент доля конкурентоспособных материалов и изделий, выпускаемых отечественными производителями, крайне мала.
"Так, сегодня около 40% импортной продукции от объема российского рынка текстильных и швейных изделий не имеют конкурентоспособных российских аналогов", — добавили в компании.
"Я бы с удовольствием закупал больше в России, но мы не можем довести долю до значимого процента, так как у нас не развито производство", — отметил Ярошенко, уточнив, что в России компания закупает до 10% своей продукции.
"Возможности могут быть только там, где у нас есть достаточное собственное производство, где есть возможности расширения. При этом, естественно, во внимание принимаются потребности населения страны, которое привыкло к определенной доступности одежды", — уточнил Исаев.