Рейтинг@Mail.ru
ОКБ им. А.И. Микояна - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОКБ им. А.И. Микояна

Читать ria.ru в
8 декабря 2014 года исполняется 75 лет со дня основания Опытно-конструкторского бюро А.И. Микояна, ныне – Инженерного центра "ОКБ им. А.И. Микояна".

8 декабря 1939 года директор Государственного авиационного завода № 1 им. Авиахима подписал приказ о создании самостоятельного Опытно-конструкторского отдела (позже — бюро). Руководителем ОКО был назначен Артем Микоян, а его заместителем Михаил Гуревич. 8 декабря считается днем основания Опытно-конструкторского бюро А.И. Микояна, ныне – Инженерного центра "ОКБ им. А.И. Микояна".

Опытному конструкторскому бюро Микояна и Гуревича (МиГ) было поручено спроектировать и построить истребитель со скоростями не менее 600 километров в час, с большим практическим потолком и мощным вооружением. Уже в апреле 1940 года в воздух был поднят первенец Отдела — высотно-скоростной МиГ-1, который в начале заводских испытаний показал высокие летные характеристики. Поэтому решением Комитета Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 25 мая 1940 года он был запущен в серийное производство на авиазаводе № 1 им. Авиахима.

21 октября 1940 года на заводские испытания был передан улучшенный экземпляр истребителя И-200 (МиГ-3), на котором увеличили запас топлива и устранили выявленные недостатки, а уже 20 декабря МиГ-3 полностью сменил МиГ-1 в серийном производстве.

В 1940 году Артем Микоян стал главным конструктором завода № 1 им. Авиахима.

В 1940-1941 годы МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны.

В октябре 1941 года, когда фашисты приближались к Москве, завод № 1 и ОКО были эвакуированы в Куйбышев (ныне Самара), где выпуск истребителей МиГ-3 продолжился.

Когда немецко-фашистские войска были отброшены от столицы, ОКО вернулся в Москву. На его базе в марте 1942 года был создан опытный завод № 155 (ОКБ-155). Его директором и главным конструктором назначили Артема Микояна.

В период Великой Отечественной войны на заводе под руководством Микояна на базе МиГ-3 был создан ряд истребителей с высокими летно-техническими характеристиками, в том числе И-250 (МиГ-13) с комбинированной силовой установкой.

В послевоенные годы ОКБ приступило к созданию реактивных истребителей. В апреле 1946 года поднялся в воздух первый в СССР реактивный истребитель И-300, который развивал скорость 920 километров в час и имел мощное артиллерийское вооружение. В том же году он был запущен в серию и принят на вооружение ВВС под названием МиГ-9.

Затем в ОКБ был разработан ряд скоростных и сверхзвуковых фронтовых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС. Среди них МиГ-15 (первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом), МиГ-17 (в пикировании достигавший скорости звука), МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель), МиГ-21 (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полета, вдвое превышающей скорость звука), ставший одним из самых знаменитых и популярных истребителей в мире. На его модификациях было установлено 24 мировых рекорда.

В 1956 году Микоян стал генеральным конструктором ОКБ.

Кроме самолетов в ОКБ с 1947 года разрабатывались крылатые ракеты. Для этого ОКБ-155 была передана территория завода № 51.

Руководителем темы был назначен Михаил Гуревич. В феврале 1953 года работы были переведены на основную территорию и на завод № 256 в Дубне, где был организован филиал ОКБ. По этой тематике в ОКБ были созданы такие крылатые ракеты как КС, КСС, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других, поступивших на вооружение самолетов Дальней авиации, а также береговых войск ВМФ.

В 1966 году филиал был преобразован в самостоятельную организацию, ныне известную как ГосМКБ "Радуга".

В конце 1950-х годов – начале 1960-х годов в ОКБ-155 был создан ряд опытных самолетов, на которых отрабатывались новые технические решения, нашедшие применение при создании перспективных фронтовых истребителей и перехватчиков ПВО.

В первой половине 1960-х годов был разработан принципиально новый самолет, способный летать на высоте 20 километров со скоростью 3000 километров в час, получивший название МиГ-25. В 1966 году был запущен в серийное производство самолет-перехватчик МиГ-25П, который с начала 1970-х годов стал поступать в части истребительной авиации войск ПВО. Немного раньше МиГ-25П в серийное производство был запущен высотный самолет-разведчик МиГ-25Р, а с 1970 года – созданный на его базе разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, который помимо ведения фото- и радиоразведки мог наносить бомбовые удары по наземным целям. В 1965-1978 годах на опытных самолетах МиГ-25 было установлено 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе три абсолютных.

Истребитель МиГ-35
МиГ, быстрее звука
Другим направлением деятельности ОКБ-155 с середины 1960-х годов стали работы по созданию фронтового истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии. Серийный выпуск истребителя начался в 1969 году. На базе МиГ-23 был выпущен истребитель-бомбардировщик МиГ-27, ставший первым отечественным фронтовым самолетом, способным применять высокоточное оружие по наземным целям.

Помимо работ по самолетам МиГ-23 и МиГ-27, в 1965 году в ОКБ начались работы по программе "Спираль", предусматривающей создание экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС). Для выполнения первого этапа испытаний был построен аналог орбитального самолета – "105-11", который поднимался на самолете-носителе Ту-95К на высоту до шести километров, отцеплялся от носителя и производил посадку на специально подготовленную полосу. Позже опыт, накопленный во время испытания самолета "105-11", был использован при создании космического корабля многоразового использования "Буран".

В 1967 году ОКБ-155 получило наименование Московский машиностроительный завод "Зенит". В декабре 1970 года, после смерти Артема Микояна, генеральным конструктором был назначен Ростислав Беляков. В 1971 году ММЗ "Зенит" было присвоено имя А.И. Микояна.

1970-е годы в ОКБ ознаменовались созданием истребителей четвертого поколения — всевысотного дальнего перехватчика МиГ-31 и легкого многофункционального истребителя МиГ-29. На базе МиГ-29 для оснащения советских авианесущих крейсеров в ОКБ был спроектирован и в 1988 году построен самолет МиГ-29К со складывающимся для более компактного размещения самолета на корабле крылом и посадочным гаком.

1 ноября 1989 года на МиГ-29К был выполнен первый в истории отечественной авиации и ВМФ взлет самолета с палубы авианесущего крейсера.
Одновременно с созданием истребителей четвертого поколения ОКБ им. А.И. Микояна в 1980-е годы работало по ряду новых тем, среди которых проектирование перспективного многофункционального истребителя пятого поколения и унифицированного с ним легкого фронтового истребителя, ряда других проектов легких истребителей, а также гиперзвукового ударного и разведывательного самолета, скоростного тяжелого перехватчика и т. д., но из-за распада СССР и значительного сокращения оборонного заказа России довести большинство этих программ до стадии постройки опытных образцов не удалось.

В начале 1990-х годов Московский машиностроительный завод им. А.И. Микояна был преобразован в Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) "МиГ". В мае 1995 года АНПК "МиГ" вошел в состав образованного на базе Московского авиационно-производственного объединения им. П.В. Дементьева МАПО "МиГ". С 1996 года МАПО "МиГ" входило в состав ГУП "Военно-промышленный комплекс "МАПО" (ВПК "МАПО"). В 1999 году ВПК "МАПО" было переименовано во ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (РСК "МиГ"). В июне 1999 года АНПК "МиГ" был преобразован в Инженерный центр "ОКБ им. А.И. Микояна".

В марте 2008 года, в соответствии с указом президента России, ФГУП "РСК "МиГ" было преобразовано в ОАО "РСК "МиГ" с сохранением 100% акций в собственности государства. В октябре 2009 года 100% акций ОАО "РСК "МиГ" были переданы ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" ("ОАК").

Генеральный директор ОАО "РСК "МиГ" — Сергей Коротков.

Первый заместитель генерального директора — директор Инженерного центра "ОКБ им. А.И. Микояна" – Владимир Барковский.

В последние годы основные усилия корпорации были сосредоточены на двух направлениях: модернизация самолетов четвертого поколения и разработка истребителей поколения "4+" и "4++".

В 2005 году РСК "МиГ" приступила к серийному выпуску многофункциональных истребителей нового унифицированного семейства, относящихся к поколению "4++". В состав семейства входят: корабельные истребители МиГ-29К/КУБ; фронтовые истребители МиГ-29М/М2; фронтовые истребители МиГ-35, представляющие собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29.

Сегодня продуктовый ряд РСК "МиГ" включает современные истребители-перехватчики, многофункциональные боевые самолеты, учебно-тренировочную технику, а также легкие самолеты общего назначения. Конструкторы РСК "МиГ" интенсивно работают над созданием авиационной техники нового поколения, как пилотируемой, так и беспилотной.

С момента основания в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано более 400 типов и модификаций самолетов и летательных аппаратов. Общий объем выпуска самолетов "МиГ" серийными авиационными заводами превысил 55 тысяч экземпляров. За рубежом по лицензии выпущено свыше 14 тысяч истребителей "МиГ". Самолеты марки "МиГ" защищали от агрессии небеса более чем 40 стран мира. На самолетах "МиГ" установлено свыше 100 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности.

За заслуги в создании, производстве и испытаниях новой авиационной техники ОКБ было награждено орденом Ленина (1957), орденом Октябрьской Революции (1975) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала