МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Заявление украинского президента Петра Порошенко на открытии первого заседания Верховной рады о том, что страна "никогда не была такой объединенной, как сейчас", может свидетельствовать, что Порошенко отказался от востока Украины и больше не считает эту территорию частью государства, заявил американский историк, специалист по СССР и России Стивен Коэн в эфире программы американского писателя и радиоведущего Джона Батчелора.
Еще год назад, когда начинались протесты, украинское общество было глубоко разделено, а конфликт на востоке страны по-прежнему не урегулирован. Слова Порошенко о том, что Украина преодолела разделение по географическому, этническому, языковому, конфессиональному признаку, могут означать только одно: киевские власти отказались от Донбасса как законной территории страны, на которой расположена примерно четверть всех промышленных предприятий, полагает историк.
Если Киев принял политическое решение, которое, вероятнее всего, поддержали и в Вашингтоне, о том, чтобы отказаться от восточных областей страны, то он делает это, желая создать "новую", полностью проевропейски ориентированную, Украину. Следует также учитывать, что украинские власти начали финансово-экономическую блокаду Донбасса, что может служить еще одним подтверждением их намерения отказаться от региона, считает Коэн. По сути, люди оставлены погибать, регион находится в состоянии гуманитарной катастрофы, однако, кажется, что для Киева это больше не является проблемой, отметил историк.
Кроме того, произнеся слова о беспрецедентном единстве украинского народа, Петр Порошенко исключил возможность федерализации Украины, которой Донбасс добивается с самого начала и которая могла бы урегулировать конфликт, полагает эксперт. Также, по его мнению, Киев изначально не имел намерения проводить результативные переговоры с ополченцами на востоке, это стало очевидно сразу после того, как он объявил о проведении "контртеррористической операции" в Донбассе.
Нельзя исключать, что ценой отказа от востока украинские власти хотят заработать принятие страны в члены НАТО, поскольку по уставу в альянс не может вступить страна, не полностью контролирующая свою территорию, считает эксперт.