ВАШИНГТОН, 4 дек — РИА-Новости, Екатерина Соболь. Остановка реализации проекта "Южный поток" может быть попыткой России подтолкнуть Евросоюз к переговорам, сказал РИА Новости старший научный сотрудник Института "Центр развития" Сергей Алексашенко.
Первого декабря президент РФ Владимир Путин в ходе государственного визита в Турцию заявил, что Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию проекта "Южный поток", в том числе из-за неконструктивной позиции Евросоюза. В то же время для удовлетворения потребностей Турции Россия построит новую газопроводную систему. Позднее глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что проект "Южный поток" закрыт.
Разные варианты
"Дальше по мере реализации этого проекта, может возникнуть развилка. Будет ли это чисто труба "Газпрома". Но, судя по тому, что Турция работает активно над тем, чтобы стать таким входом в Европу, газовым хабом (туда подойдет газ из Азербайджана, из Ирана, из России), это может быть проект, подобный Nabucco. После этого все это сольется в одну большую трубу и пойдет в Европу. То, что удастся построить чисто газпромовскую трубу, я не верю. Тогда это будет, по большому счету, компромисс между Россией и Евросоюзом. Вот есть европейские правила и "Газпром" в них вписывается. Это будет такая взаимная ситуация, когда Европа и Россия получат то, что они хотели", — отмечает эксперт.
В пользу этой версии, в частности, говорит, что на днях стало известно, что министры энергетики Кипра, Греции и Израиля 8 декабря обсудят в Еврокомиссии с вице-президентом ЕК по вопросам энергетики Марошем Шевковичем строительство газопровода из восточной части Средиземного моря в Европу. Об этом сообщил глава Минэнерго Кипра Йоргос Лаккотрипис на встрече с представителями кипрской общественной организации Альянс граждан. Правда, речь шла о разведке и поставке в Европу собственного газа из Греции и Кипра.
В то же время, по его мнению, есть и другие варианты произошедшего: "Есть вариант, что Россия не договорится с Грецией о том, чтобы войти в европейскую газопроводную систему через нее или даже не будет предпринимать таких попыток. В этом случае остановка проекта — попытка просто застолбить место, поставить крест, чтобы Евросоюз сам пошел на переговоры. Попросил, чтобы все-таки газопровод был построен через Болгарию. Какая из этих версий — верная, покажет только будущее", — сказал Алексашенко.