Рейтинг@Mail.ru
Шведский режиссер Гунилла Брески: "холодная война" возвращается - РИА Новости, 02.12.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шведский режиссер Гунилла Брески: "холодная война" возвращается

Читать ria.ru в
Режиссер-документалист из Швеции Гунилла Брески признается, что разочаровалась в шведских СМИ за время украинского кризиса. По ее мнению, коллеги-журналисты не пытаются даже понять, что происходит на самом деле на Украине.

МУРМАНСК, 1 дек — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Режиссер-документалист из Швеции Гунилла Брески, завоевавшая гран-при за картину "Я останавливаю время" о советском фронтовом операторе на международном кинофестивале "Северный характер" в Мурманске, признает, что между Россией и Европой выросла такая стена непонимания, что впору говорить о возвращении холодной войны.

Гунилла Брески живет и работает в небольшом городе Лулео на севере Швеции. Последние 20 лет ее творчество связано с Россией — с тех пор как здесь она встретилась с людьми, рассказавшими ей о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

В интервью РИА Новости режиссер объяснила, почему считает своим долгом говорить о войне и почему хочет продолжать работать в России. "Я узнала о вашей истории, очень жестокой, но совершенно невероятной, полной драматизма. Многие говорили со мной о войне, и я поняла, что не знаю почти ничего о том, что происходило на Восточном фронте. Люди рассказывали мне свои истории, то, что для них было важно. И я подумала, что теперь, когда я так много знаю, моя обязанность — рассказывать об этом так, как я могу", — признается режиссер.

Стопка газет
Россия в зеркале мировых СМИ: холодная война 2.0
Прошли через ад войны и остались людьми

Сама Гунилла, изучавшая историю Великой Отечественной буквально день за днем, говорит, что ее никогда не интересовали голые факты о передвижении войск, датах сражений и видах вооружения. Для нее война — в лицах и судьбах людей, сумевших выстоять, победить и сохранить в себе человечность. Среди героев ее фильмов нет героев по званию, а лишь — по сути.

Когда-то Гунилла на острове Партизанский в Заполярье услышала историю, поразившую ее до глубины души, которая легла в основу документального фильма. О красавице-партизанке Вере Поляниной, которая в разгар войны, полюбив и не найдя взаимности, пустила пулю в висок, что в то время считалось предательством.

Пронзительный взгляд неизвестного узника лагеря для советских военнопленных со старой фотографии когда-то заставил Брески собраться в путь и проехать по "кровавой дороге", выстроенной советскими пленными в годы войны на севере Норвегии. Она искала своего героя в военных архивах и там, где остатки бетонных стен и колючей проволоки и спустя десятилетия напоминают о жестокости фашистов. Нашла десятки других, которые без пафоса и прикрас со слезами на глазах делились с ней воспоминаниями о том времени, которое каждый из них хотел забыть.

"Мне интересны люди, их истории, то, какой след в их судьбах оставила война. Во всех моих фильмах вы увидите людей, которые прошли через суровые испытания во время войны, но они смогли остаться людьми", — говорит Брески.

Гунилла мысленно поднималась в небо вместе с "ночными ведьмами" — бесстрашными советскими девушками из уникального авиаотряда, сражавшимися с врагом наравне с мужчинами. Вместе с мурманскими поисковиками отправлялась в тундру, в промерзшие сопки искать останки советских солдат, и каждая найденная вещь, каждый смертный медальон рассказывали ей свои истории, сложившиеся в фильм "Под ржавой звездой".

На каждую документальную работу уходили годы, силы — физические и эмоциональные. "С каждым фильмом я словно поднималась по лестнице вверх. Сняв свою последнюю картину, поняла — я добралась до самой вершины", — признается Брески.

Режиссер, генеральный директор концерна Мосфильм Карен Шахназаров. Архивное фото
Шахназаров: Россия и США не должны снова пережить опыт холодной войны
Она остановила время

С советским кинооператором военного времени Владиславом Микошей Гунилла познакомилась уже после его смерти, благодаря его жене Джемме Фирсовой, тоже документалистке, снявшей фильм о Микоше для российского зрителя. Шведский режиссер произвела на Фирсову такое впечатление, что именно ей она отдала фронтовые дневники Микоши. "И когда я их прочитала, не могла прийти в себя. Это было такое прекрасное чтение — волнующее, захватывающее, как роман. Микоша был прекрасным оператором — остались его фотографии, съемки. Но он был также мыслителем, философом, он писал прекрасные рассказы и стихи. Микоша открыл мир войны для других людей", — считает режиссер.

Премьера фильма "Я останавливаю время" состоялась через пять лет, после того как Гунилла прочитала мемуары оператора. О коротком, но невероятно драматичном периоде жизни Микоши и целого поколения людей, а по сути целой страны, узнали зрители в разных странах. Фильм завоевал призы на престижных кинофестивалях. И везде, признается Гунилла, зрители принимали картину одинаково — эмоционально и искренне. "Когда я показывала фильм в Норвегии, после сеанса ко мне подошел пожилой мужчина. Рассказал о том, что служил в Афганистане. И он сказал мне: "Последние пять минут вашего фильма — это лучшее, что я видел. Они показывают, что такое война на самом деле", — вспоминает Брески.

Самыми волнительными для режиссера стали показы в Севастополе в мае этого года. Гунилла не скрывает: были волнение, страх, ведь тогда правительство ее страны, мягко говоря, не рекомендовало шведам ехать в Крым. "Но друзья в России сказали мне — поезжай. Там ты будешь в большей безопасности, чем где бы то ни было", — смеется она.

Не меньше тревог пришлось пережить и перед поездкой в США — как воспримут картину там? "Но фильм очень тепло приняли, зрители подходили и благодарили. Одна женщина сказала мне: "Я хочу, чтобы Обама и Путин посмотрели ваш фильм вместе, тогда они могли бы разговаривать друг с другом, как нормальные люди. Это сказала американка!", — объясняет Гунилла.

Короткая память

Режиссер признается, что разочаровалась в шведских СМИ за время украинского кризиса. По ее мнению, коллеги-журналисты не пытаются даже понять, что происходит на самом деле на Украине. "Они следуют одному образцу — интерпретируют ситуацию с позиции Киева и нашего министра иностранных дел Карла Бильдта", — говорит Брески и вспоминает события войны во Вьетнаме — когда она только училась журналистике. Тогда шведские журналисты отправлялись в зону конфликта в поисках правды и именно благодаря им общество получало объективную информацию. "Они открывали другой мир, учили меня, какой должна быть журналистика, что должно быть представлено две стороны. А в этот раз никто — ни журналисты, ни писатели — не поехал в Донбасс за репортажами, потому что уже определено: Россия — плохая, Украина — хорошая, нечего тут обсуждать", — эмоционально говорит Брески, сетуя на то, что у журналистов — "короткая память, если она вообще есть".

Выступая перед журналистами в Мурманске, она привела пример того, как шведские СМИ замалчивают информацию, которая должна быть достоянием общества. "Один шведский неонацист с гордостью пишет в соцсетях о том, что он, сражаясь на стороне Нацгвардии Украины "убил 150 русских". Почему об этом не говорят?", — возмущается режиссер и признается, что боится читать крупнейшую шведскую газету "Dagens Nyheter", потому что чувствует — риторика холодной войны возвращается.

"Мои молодые коллеги просто повторяют то, что они слышат в СМИ. А когда я начинаю говорить с ними, они широко открывают глаза и говорят: мы и не знали! Очень многие люди в Швеции интересуются ситуацией, они могут получать другую информацию, благодаря интернету. Но редакторы крупных изданий должны понимать, что они делают, потому что они могут быть частью пропагандистской войны", — считает Брески.

Сама режиссер намерена продолжать работать в России, несмотря ни на что. О чем будут ее следующие фильмы — не говорит. Но признается, что больше не хочет снимать о войне. Хотя она легко согласилась на предложение мурманских поисковиков приехать в Заполярье будущей весной и выслушать все истории, которые они собрали для нее. 105-ю годовщину со дня рождения героя своего последнего фильма она отметит в декабре в Москве вместе с клубом документального кино имени Микоши. А еще она намерена показать свою картину в школах шведским подросткам, чтобы убедить: какие бы испытания не выпали в жизни, главное — в любых условиях оставаться человеком.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала