Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
75 лет назад, 30 ноября началась Советско-финская война, ставшая, по меткому замечанию Александра Твардовского, "незнаменитой". Но она сыграла заметную роль в определении дальнейшей судьбы Европы.
Кто стрелял?
Формальным поводом для начала боевых действий послужил так называемый Майнильский инцидент. Согласно утверждению советской стороны, 26 ноября 1939 года на участке границы вблизи деревни Майнила группа военнослужащих Красной Армии была внезапно обстреляна финской артиллерией. В результате семи выстрелов было убито трое бойцов и один сержант, ранено девять военнослужащих. При этом ни в ноте правительства СССР, ни в докладе командующего войсками Ленинградского военного округа народному комиссару обороны не приводилось конкретных фамилий погибших и раненных бойцов.
Финская сторона утверждала, что выстрелы были произведены с советской территории, и предложила создать совместную комиссию для расследования случившегося. На это последовал отказ и разрыв со стороны СССР пакта о ненападении с Финляндией.
Причиной войны, конечно, был не странный артиллерийский обстрел, который, в конечном счете, большинством современных историков признан провокацией. В 1939 году, после заключения пакта Молотова-Риббентропа и начала Второй мировой войны, геополитическая обстановка в Европе кардинально изменилась. Советский Союз приступил к созданию на своих границах "подушки безопасности".
Справедливости ради отметим, что обстрелы с финской территории случались. Например, 7 октября 1936 года на Карельском перешейке выстрелом с финской стороны был тяжело ранен советский пограничник по фамилии Спирин, который вскоре скончался. При этом финны признали свою вину и даже выплатили, пусть с проволочками, компенсацию семье убитого.
"Убивая" зайцев
В сентябре 1939 года состоялся Польский поход Красной Армии, в результате чего Западная Белоруссия и Западная Украина вошли в состав СССР. Летом 1940 года, уже после Советско-финской войны, такая же участь постигла Бессарабию, а также страны Прибалтики. Тем самым убивалось сразу несколько "зайцев": создавалось стратегическое "предполье" на западных границах, менялись враждебные СССР режимы и возвращались земли, входившие до Первой мировой войны в состав Российской империи.
Не стала исключением и Финляндия. В Москве не забывали, что после отделения от России власть в соседней стране взяли "белые". Помнили и о том, что между двумя странами в начале 20-х годов произошли две локальные приграничные войны.
Соседей попросили их отодвинуть на 70 км вглубь. Также были высказаны пожелания передать ряд островов под советские базы (чуть ранее они были созданы в странах Прибалтики) и взаимно разоружиться на Карельском перешейке. Взамен финнам пообещали отдать территорию в Карелии более 5 тысяч км². Немцы посоветовали финнам идти на уступки Советам, однако общественное мнение и парламент Суоми были категорически против этого.
Когда дипломаты молчат, говорят пушки
Казалось бы, противники были несопоставимы — громадный Советский Союз и маленькая Финляндия. Среднестатистическая советская дивизия образца осени 1939 года по огневой мощи своих пулемётов и миномётов в два раза превосходила финскую, а по огневой мощи артиллерии — в три раза. Не говоря уже о количестве бойцов — более 17 тысяч человек против 14 тысяч. К тому же, в Красной Армии имелись многочисленные танковые бригады.
Общая численность вооруженных сил Финляндии насчитывала чуть более 250 тысяч человек, тогда, как количество бойцов и командиров РККА — более 3 миллионов. Вопрос был только в сроках поражения финской армии.
Согласно советским оперативным планам, война с Финляндией должна быть скоротечной — не более двух недель. К этому сроку советские войска должны были выйти на рубеж Хельсинки-Тампере-Оулу-Кеми, что приводило к захвату до 80% территории Финляндии и ее капитуляции.
Но с началом боевых действий для Красной Армии начались неприятные сюрпризы. Начав войну в конце ноября, советское командование недостаточно времени уделило подготовке собственных войск к действиям в условиях суровой зимы на сильно пересеченной местности. Да к тому же, еще и почти неразведанной.
Финны же, несмотря на малочисленность и плохую оснащенность своей армии, действовали на хорошо знакомой территории и, будучи прирожденными лыжниками, периодически совершали успешные рейды в тыл растянувших советских колонн.
Другим фактором, тормозившим наступление бойцов в буденовках, оказалось умелое применение врагом мин и фугасов. По итогам боев в Финляндии, на совещании начальствующего состава Красной Армии в апреле 1940 года констатировалось, что общая протяженность минных полей в полосе действия Северо-Западного фронта (130 км) составила 386 км.
105 дней зимней войны
Советско-финскую кампанию можно разделить на три основных периода.
30 ноября — 26 декабря 1939 года состоялось первое наступление частей Красной Армии по всей линии фронта с неудачными попытками штурма линии Маннергейма и ответными контратаками финнов на отдельных участках.
Второй этап, 27 декабря 1939 года — 31 января 1940 года, характерен относительной стабилизацией обстановки на Карельском перешейке, не считая артиллерийских обстрелов и успешной организацией финнами обходных маневров и окружений советских войск в северном Приладожье.
Заключительный момент, 1 февраля — 13 марта 1940 года, Красная Армия, сделав выводы из предыдущих неудачных боев, нарастила мощь и качество наступательных ударов (на некоторых участках фронта было сброшено до 100 тонн бомб на квадратный километр) и прорвала линию Маннергейма.
12 марта 12 марта 1940 года был заключен Московский мирный договор, согласно которому Финляндия теряла всю Карелию до границы петровских времен и острова Финского залива. Понеся столь тяжелые территориальные потери, тем не менее, финны не потеряли главного — своей государственности.
Англичане и французы против СССР
Возникает вопрос: почему Красная Армия не пошла дальше, на Хельсинки? Ведь, казалось бы, победа была уже в кармане. По этому поводу историки спорят до сих пор — что было главным для Сталина в этой войне? Отодвинуть границу от Ленинграда или же все-таки он хотел большего — сменить режим в соседней стране?
В пользу последней версии свидетельствует то, что с началом боевых действий было сообщено о создании в Финляндии так называемого "Народного правительства" во главе с финским коммунистическим деятелем Отто Куусиненом. С ним в Москве был тут же подписан Договор о взаимопомощи и дружбе, поскольку, мол, прежнее правительство страны бежало.
Была сформирована и "Народная армия Финляндии" на базе 106-го корпуса РККА, численностью более чем в 13 тысяч человек. Ни то, ни другое, в итоге не пригодилось. К весне 1940 года в Кремле всерьез опасались вступления в войну на стороне финнов англо-французских войск. В условиях "странной войны" на Западном фронте премьер-министр Франции Эдуард Даладье заявил о готовности отправить на войну с СССР аж 50 тысяч французских солдат. На 12 марта между французскими и английскими представителями было назначено координационное совещание на эту тему.
Если бы война продлилась еще месяц, до 9 апреля 1940 года, когда немецкие войска вторглись в Данию и Норвегию, британцам и французам стало бы не до Финляндии. Но в марте 1940-го ни в Москве, ни в Париже, ни в Лондоне не подозревали о том, как вскоре развернутся события на севере Европы.
Тем не менее, можно констатировать, что СССР выполнил программу-минимум. Заплатив за это весьма существенную "плату": погибло, умерло и пропало без вести 126 875 военнослужащих Красной Армии. Потери же финских войск составили, по официальным данным, 21 396 убитых и 1434 пропавших без вести. Впрочем, в отечественной литературе нередко встречается и другая цифра финских потерь — 48 243 убитых, 43 тысячи раненых.
Мнимый колосс
С одной стороны, Советский Союз получил опыт прорыва долговременных укреплений в зимнее время в условиях лесисто-болотистой местности. Научился побеждать врага, применяющего тактику партизанской войны. Было оценено важное преимущество пистолетов-пулеметов и спешно налажено их массовое производство. Были учтены ошибки командования РККА и по итогам весеннего совещания во главе со Сталиным, многолетний нарком обороны Клим Ворошилов был заменен на своем посту Семеном Тимошенко.
С другой, война сформировала негативное отношение к Красной Армии со стороны ряда стран. В частности, Гитлер назвал СССР колоссом на глиняных ногах, чьи вооруженные силы можно не опасаться. Более через год, это вылилось в нападение на Советский Союз со стороны Третьего Рейха, который в итоге убедился, что сильно ошибался в оценке своего противника. Но это стоило всем куда больших жертв, чем зимой 1939/40 гг.