Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Легендарные перелеты через Северный и Южный полюсы

29 ноября 1929 года американский пилот Ричард Берд (Richard Byrd) первым совершил перелет через Южный полюс Земли. Подробнее о легендарных перелетах через Северный и Южный полюсы читайте в справке РИА Новости.

Северный полюс

Попытки достичь Северного полюса неразрывно связаны с историей изучения и освоения Арктики. С развитием воздухоплавания и авиации открылись совершенно новые возможности в достижении Северного полюса.

Первая попытка проникнуть в район Северного полюса на воздушном шаре принадлежит шведскому инженеру Соломону Андре. 11 июля 1897 года Андре и два его спутника (Нилс Стриндберг и Кнут Френкель) отправились в свое необычное путешествие с острова Датский на западе арктического архипелага Шпицбергена. Они намеревались достигнуть Северного полюса на воздушном шаре "Орёл" собственной конструкции. Не достигнув цели, все они погибли. Последний лагерь экспедиции был найден в 1930 году на острове Белый (к востоку от Шпицбергена). В честь Андре была названа северная часть острова Западный Шпицберген (Земля Андре).

В ночь на 9 мая 1926 года к Северному полюсу со Шпицбергена полетели на самолете, получившем название "Жозефина Форд", американцы Флойд Бенннет в качестве пилота и Ричард Берд в роли штурмана. Они вернулись через 15 часов и сообщили, что совершили полет до полюса и обратно. Сомнения в том, что они достигли Северного полюса, возникли сразу же — ещё на Шпицбергене. Это было подтверждено в 1996 году: при исследовании полётного дневника Берда были обнаружены следы подчисток — фальсификация части полётных данных в официальном отчёте в Национальное географическое общество.

11 мая 1926 года в 8 часов 50 минут по Гринвичу дирижабль "Норвегия" стартовал к Северному полюсу и достиг его 12 мая в 1 час 30 минут (по Гринвичу). После тщательных вычислений на лед были сброшены три флага — норвежский, итальянский и американский, — а также большой деревянный крест, освященный Папой Римским. Экипаж дирижабля, состоявший из 16 человек, провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, а затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился два дня спустя. Возглавлял первый трансарктический перелёт норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Командовал дирижаблем его конструктор итальянец Умберто Нобиле.

В 1928 году свой полет над Северным полюсом совершил дирижабль "Италия" под руководством Умберто Нобиле (Италия), который собирался исследовать Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Северную Землю, Гренландию и Канадский Арктического архипелаг. 23 мая дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунна на Шпицбергене, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу.

Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием "красная палатка". Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Семь оставшихся в живых участников экспедиции были спасены советским ледоколом "Красин", а сам Нобиле — шведским лётчиком Лундборгом.

18-20 июня 1937 года Валерий Чкалов на самолёте АНТ-25 (второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (Канада) протяжённостью 8504 километров по прямой. Экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели — Сан-Франциско (штат Калифорния, США). Они установили национальный рекорд дальности полёта по прямой, но побить мировой рекорд не смогли.

12-14 июля 1937 года самолёт АНТ-25 под руководством лётчика-испытателя Михаила Громова совершил трансарктический перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США). Возглавляемый им экипаж, куда входили второй пилот Андрей Юмашев и штурман Сергей Данилин, установил абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета, преодолев 11,5 тысячи километров (10 148 километров по прямой).

Трансполярные перелеты в 1937 году экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова закрепили за Советским Союзом приоритет открытия воздушного пути из Москвы через Северный полюс в Америку. Однако обеспечить регулярные полеты самолетов по этому маршруту при том уровне развития авиатехники оказалось невозможным.

12 августа 1937 года советский летчик Сигизмунд Леваневский с пятью членами экипажа на четырёхмоторном самолёте ДБ-А стартовал по маршруту Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден.

С 1945 года советские и американские самолёты для изучения льдов неоднократно летали на Северный полюс и совершали посадки на дрейфующие льды.

В 1954 году "Скандинавская Система Авиалиний" (SAS), первая из авиакомпаний, начала совершать регулярные рейсы через Северный полюс. Сегодня кроссполярные маршруты (через Северный полюс) — это наиболее динамично развивающееся авиатранспортное направление в мире.

В 2010 году французский путешественник Жан-Луи Этьен стал первым человеком на земле, который пролетел над Северным полюсом на воздушном шаре. 5 апреля 2010 года он отправился в одиночную экспедицию на Северный полюс из местечка Лонгйир (Шпицберген, Норвегия). В небе Этьен провел почти шесть суток, преодолев в общей сложности 3,5 тысячи километров. Француз планировал приземлиться на Аляске (США), однако этим планам помешал сильный встречный ветер, и он совершил посадку в Якутии (Россия).

Южный полюс

В 1930-х годах в связи с развитием авиации начался новый период и в исследовании Антарктиды.

29 ноября 1929 года американский полярный исследователь, летчик Ричард Берд первым достиг на самолёте Южного полюса. Трехмоторный самолет "Форд", управляемый экипажем из четырех человек, взлетев с зимовочной базы Литл-Америка, организованной у восточного края ледяного барьера Росса, долетел до полюса, совершил над ним круг и сбросил четыре флага — норвежский, английский, французский и американский. Пролетев за 19 часов 2,5 тысячи километров, самолет вернулся обратно на зимовочную базу.

Второй полёт на Южный полюс был осуществлен также Бердом в 1947 году.

8 января 1956 года на Южном полюсе приземлился американский самолёт, выполнявший разведывательный полет в целях организации на нем научной базы США.

В октябре 1958 года для изучения рельефа Восточной Антарктиды советский экипаж во главе с лётчиком Виктором Перовым совершил трансконтинентальный полёт на самолёте ИЛ-12 по маршруту станция Мирный — станция Советская — Южный полюс — станция Мак-Мердо (принадлежащая США), пролетев четыре тысячи километров поперек всего континента. В ходе этого полета 24 октября 1958 года впервые советское воздушное судно побывало над географической точкой Южного полюса.

7 января 2007 года впервые в истории два российских вертолета достигли Южного полюса и совершили посадку в центре Антарктиды на высоте две тысячи 835 метров от уровня моря. Руководителем экспедиции являлся известный полярный исследователь Артур Чилингаров. Участие в ней приняли директор Федеральной службы безопасности РФ Николай Патрушев, руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев, президент Всемирной метеорологической организации, руководитель Госгидромета Александр Бедрицкий.

Во время экспедиции вертолеты Ми-8 ФСБ РФ в разобранном виде были доставлены на самолете Ан-124 "Руслан" на южноамериканский континент в Пунта-Аренас (Чили), который расположен на оконечности Латинской Америки. Там была произведена сборка, установка лопастей несущего и хвостового винтов, после чего группа была готова к перелету по маршруту: Пунта-Аренас — остров Короля Георга 1, российская полярная станция "Беллинсгаузен" (протяженность — 1270 километров) — остров Аделаида, английская полярная станция "Ротера" (765 километров) — ледовый аэродром Пэтриот Хиллс (1600 км) — площадка дозаправки в горах Тилль (550 километров) — Южный полюс. Весь полет проходил на высоте 2800 метров. Экспедиция закончилась 13 января 2007 года, когда вертолеты группы вернулись назад в Пунта-Аренас.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала