МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Большой театр приготовил детям новогодний подарок — оперный спектакль "История Кая и Герды", созданный композитором Сергеем Баневичем по знаменитой сказке Андерсена "Снежная королева", премьера состоится в пятницу на Новой сцене.
"История Кая и Герды" — одна из самых известных опер Баневича — современного классика, вошедшего в историю русского театра и кино ХХ — начала ХХI века, автора музыки к многочисленным фильмам и спектаклям. Опера была написана в год начала Афганской войны, во время, казалось бы, совершенно неподходящее для этой истории. Тем не менее, оперу решились поставить в Кировском (Мариинском) театре. Премьера прошла удачно, и этот спектакль с успехом шел на этой сцене более 30 лет.
В Большом театре "История Кая и Герды" ставится впервые. В создании спектакля участвует команда, в которой объединились молодежь и опытные мастера. За сценографию отвечает выдающийся театральный художник Валерий Левенталь, имя которого — уже гарантия того, что зрители на сцене увидят необычайную красоту. Музыкальный руководитель — Антон Гришанин — дирижер музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, который дирижировал в Большом балетами "Дон Кихот" и "Лебединое озеро".
Режиссер Дмитрий Белянушкин окончил ГИТИС всего два года назад, но уже успел стать победителем международного конкурса режиссеров "НАНО-опера". В Большом театре в прошлом году он представил полусценическую версию оперы "Свадьба Фигаро" Моцарта.
"У меня уже был первый опыт соприкосновения с миром сказок в Екатеринбургском театре оперы и балета, где я поставил музыкальный спектакль к Рождеству, — сказал РИА Новости Белянушкин. — И вот теперь постановка в главном театре страны. Для каждого — это желанный шанс, который дает судьба. Это большая честь и ответственность, поэтому стараюсь вложить в работу всю душу и все свои силы".
По словам режиссера, спектакль для детей надо делать по "гамбургскому счету": лучшая музыка, лучшие исполнители, лучшая сценография, так, как это и происходит в Большом театре. По мнению Белянушкина, спектакль для детей должен быть динамичным, как событийно, так и с точки зрения визуального ряда.
"В работе я иду от композитора, и мой принцип — максимально раскрыть идею, заложенную автором. А она у композитора несколько иная, чем у сказочника Андерсена. И так бывает всегда — литературный текст и музыкальный — это два самостоятельных произведения", — считает Белянушкин.
Композитор убрал некоторые сцены и добавил нового персонажа — Фонарщика, который выступает в роли рассказчика. А также написал новый пролог, где тролли начинают закручивать всю интригу.
"Мы с художником Левенталем придумали необычный образ Снежной королевы, которая в фильмах представлялась такой неприступной недосягаемой красавицей. Мы посчитали, что она должна вызывать не восхищение, а отторжение, ведь ее мир — мертвый, и сама она — это образ смерти. И поэтому наша королева будет таким страшноватым персонажем, — отметил Белянушкин. — Нам очень хочется, чтобы наши маленькие зрители захотели побыстрее убежать от мрачной холодной атмосферы и вернуться к своим бабушкам и дедушкам, в свой город, в теплый семейный мир, который мы старались противопоставить холодной глянцевой красоте".
Режиссер подчеркнул, что город Оденсе, о котором говорится в сказке, — это не какое-то несуществующее место, а реальный город, где жил сам Андерсен.
"Опера Баневича и наш спектакль говорит о вечных семейных ценностях, о любви и заботе близких, о добрых отношениях в семье, что сегодня подвергается сомнению и разрушению", — отметил режиссер.
Что касается исполнительского состава, занятого в спектакле, то он объединил артистов Молодежной оперной программы, ведущих солистов оперной труппы Большого театра разных поколений и приглашенных певцов. Подготовлено несколько составов исполнителей.