МОСКВА, 26 ноя — РИА Новости, Милена Фаустова, Мария Шустрова. Министерство юстиции РФ не справилось с поручением президента России и предложенные ведомством поправки к федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", превышают поставленную задачу, сообщила РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).
Законопроект, согласно которому в скором будущем религиозные организации будут обязаны представлять Минюсту отдельный отчет об источниках и размерах зарубежного финансирования, был разработан ведомством и размещен во вторник на информационном портале Regulation.gov.ru для широкого обсуждения.
"Изначально, цель проекта была ограничить полномочия органов юстиции по контролю за финансовой хозяйственной деятельностью религиозных организаций и освобождение большинства религиозных организаций России от сдачи отчетности по расходованию денежных средств. Однако, по мнению РПЦ, Минюст не справился с этой задачей, и тот законопроект, который сейчас разработан и выставлен на общественное обсуждение, не соответствует президентскому поручению и нуждается в серьезной доработке", — заметила игуменья Ксения (Чернега).
Юридический комментарий РПЦ
Как пояснила руководитель юридической службы Московского патриархата, необходимость поправок в федеральный закон возникла из-за противоречий разных статей российского законодательства.
"На сегодняшний день статья 32 закона "О некоммерческих организациях" обязывает религиозные организации, которые имеют за весь год денежные поступления в размере 3 миллионов рублей, давать отчетность об общей сумме расходования денежных средств за год. Более того, органы юстиции проверяют финансовую деятельность религиозных организаций, запрашивая у них бухгалтерские документы и ссылаясь на эту 32 статью. Однако статья 5 закона "О свободе совести" не дает оснований для таких проверок и отчетности, поскольку согласно этой статье органы юстиции могут контролировать религиозные организации лишь в части соответствия их уставу и предусмотренным уставом целям. А потому, проверка финансовой деятельности и рассмотрение ими финансовой документации религиозных организаций по большому счету вступает в противоречие с законом "О свободе совести", — пояснила собеседница агентства.
Она добавила, что согласно президентскому поручению, органы Минюста должны были "контролировать финансово-хозяйственную деятельность лишь тех религиозных организаций, которые финансируются из-за рубежа или имеют признаки экстремистско-террористической организации", однако авторы поправок значительно расширили сферу возложенных на них задач.
"Они охватили все направления контроля в этом проекте. И это касается не только контроля финансово-хозяйственной, но и других видов деятельности. Например, предусматривает возможность участия представителей органов юстиции в мероприятиях, проводимых религиозными организациями. Я, например, не представляю, как может представитель органов юстиции участвовать в заседании Священного синода или приходского собрания. На наш взгляд, по своему предмету, законопроект выходит за рамки президентского поручения и должен быть доработан и касаться только вопросов контроля финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций и при этом освобождать от такого контроля большинство религиозных организаций России", — заключила руководитель юридической службы Московского патриархата.
Мнение представителей других конфессий России
Критику в адрес законопроекта высказали и представители других религиозных организаций России. Так, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин отметил некоторую "опасность" поправок.
"Государство желает знать источники финансирования, особенно заграничного, общественных объединений, для того, чтобы понимать, насколько то или иное объединение зависимо от иностранного влияния. Это достаточно опасное средство в том смысле, что общественные организации, а это касается и светских, и религиозных организаций, на то и общественные, что они являются независимыми от государственных органов. Соответственно такого рода отчетность увеличит зависимость от государственных органов, что, в общем, в гражданском обществе не очень хорошо", — считает Борух Горин.
В тоже время он добавил, что новый законопроект никак не коснется Федерации еврейских общин России. "Такого рода отчетность так или иначе мы сдавали и раньше, пусть это и не регулировалось какими-то специальными поправками, но она существовала в Министерстве юстиции. Я не вижу, чтобы что-то существенно поменялось", — заметил он.
В исламском сообществе РФ также считают, что внесенные поправки не улучшат общую ситуацию по стране, однако могут значительно усложнить жизнь некоторым религиозным объединениям и общинам.
"В какой-то мере эти поправки могут усугубить положение некоторых религиозных групп, которые еще не получили регистрацию. Они просто они не захотят переходить именно в формат местной, зарегистрированной религиозной организации. Более того, эта поправка не проблема для централизованных религиозных организаций. Но где-то на селе, в деревне, где сегодня есть приходы разных религий, им будет тяжело. Мы понимаем, что туда не поступают какие-то средства из-за рубежа, но при этом эти отчетности будут усложнять их жизнь", — такую уверенность корреспонденту РИА Новости выразил первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
Он особо подчеркнул, что не стоит связывать появление нового законопроекта именно с исламским экстремизмом и терроризмом и тем более с российскими мусульманами в целом. "Хочу заверить, что сегодня, что бы там ни говорили в адрес ислама, мы не слышали, чтобы именно наши исламские религиозные организации попадали под это явление. Что касается радикальных направлений, мы всегда подчеркивали, и я хочу еще раз это сказать, в самой религии ислам отсутствуют какие-либо радикальные или экстремистские взгляды. Наоборот, ислам проповедует мир, согласие и стабильность. Поэтому те, кто этим занимается, это не официальные религиозные организации, это какие-то группы людей, которые преследуют свои политические цели или взгляды", — заметил представитель Совета муфтиев России, добавив, что в существующем виде поправка "нецелесообразна".
Лидер российских пятидесятников, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской епископ Сергей Ряховский и вовсе уверен, что поправка "работать не будет". "В России церковь отделена от государства, и здесь необходимо либо работать на доверии со стороны тех институтов, которые проверяют религиозные организации, либо лучше должны работать спецслужбы. Даже если поправка пройдет, она не будет работать. Мне кажется, что здесь нужен какой-то иной подход, но не такая отчетность. Я не думаю, что какая-либо традиционная или иная конфессия России будет согласна предоставлять такие отчеты", — отметил Ряховский.
Он также пояснил, что российских пятидесятников законопроект "ничего не меняет". "У нас нет валютных счетов принципиально на протяжении последних лет 15. Любая наша социальная, гуманитарная, благотворительная деятельность проходит в созданных нашими прихожанами неправительственных общественных организациях, которые попадают под закон об отчетности и отчитываются за каждую полученную валюту", — заключил он.