Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
"Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и в нашей стране", заявил Владимир Путин на недавней встрече с учеными и преподавателями в Государственном центральном музее современной истории России.
Посмотрим в связи с этим на процесс перекодировок российского сознания, с которыми столкнулась наша страна в последние лет сто, с высоты цивилизационного подхода.
Как известно, с приходом к власти в России большевиков страна подверглась тотальной перекодировке вследствие того, что новый режим поставил своей целью заместить большинство традиционных российских цивилизационных ценностей новыми, квазицивилизационными. Место православия занял атеизм, место органичной общинности — колхозный псевдоколлективизм, место имперскости — однопартийность, а сословности — "бесклассовое" общество. Традиционно крестьянская страна подверглась индустриализации и урбанизации, а многовековые культурные ценности — советизации и маргинализации. Очевидно, что именно по причине искусственности построения социалистического общества, призванного заменить естественные для российских народов формы и способы организации жизни, советская власть в итоге и покончила с собой.
Перестройка в СССР и последующие либеральные реформы уже в постсоветской России сопровождались разновекторными цивилизационными процессами. Значительная часть национально ориентированных сил ("патриотов"), как правило, настаивала на необходимости РАСКОДИРОВКИ советского сознания и образа жизни и возвращения страны к ценностям дореволюционной имперской России.
Не меньшая часть либеральных сил ("демократов") придерживалась принципиально иной стратегии. Эти силы, вольно или невольно, продвигали (продвигают и сегодня) технологии очередной ПЕРЕПЕРЕКОДИРОВКИ национального бытия и российского самосознания. Она предполагает замену советской модели развития России прозападной и наднациональной моделью, которую и в российских, и в зарубежных СМИ принято называть "евро-американской", "потребительской", "олигархической", etc.
В силу перекодировки национального сознания и перевода российского социума сначала на экспериментальную, "коммунистическую" и космополитическую парадигму развития, а затем очередной масштабной перекодировки, теперь уже в направлении замены постсоветской цивилизационности новым, "более современным" (либеральным или неоконсервативным) типом жизнедеятельности — социокультурное пространство России подверглось масштабной эклектизации, а привносимые в него многообразные черты самых разных цивилизационностей — смешению и взаимоподавлению.
Таким образом, действующие сегодня в России и на постсоветском пространстве разновекторные процессы часто аннигилируют друг друга. Они порождают новые волны маргинализации (выдаваемой за модернизацию и социокультурную эмансипацию) и контрмаргинализации (преодоления ценностного и правового хаоса не путем укрепления и совершенствования светской правовой системы и органичных для России ценностных императивов и социокультурных предпочтений, но путем усиления роли конфессиональных, этнических, корпоративно-клановых и маркетинговых регуляторов поведения). Заметим, что усиление названных регуляторов происходит, прежде всего, в самых хрупких сегментах цивилизационной ткани, например, в семейных и межличностных отношениях, а также в иных сферах жизнедеятельности человека, которые традиционно направляются, прежде всего, духовно-нравственными ориентирами, нормами и принципами.
Таким образом, сегодня стоит опасаться не только управляемого извне зомбирования российского общества. Фактически Запад поставил перед собой задачу зачистки русско-российской цивилизации как таковой, в результате чего на её месте должно образоваться нечто принципиально иное.
Здесь следует отметить ряд обстоятельств.
Во-первых, нужно понимать, что сама западно-европейская цивилизация — давно не европейская и даже не христианская. Это сегодня американоподобная цивилизация, часть глобального "мира денег и выгоды". Христианство в нем стало декорацией, не более. А общеевропейские ценности с их подчеркнутым вниманием, например, к свободам для сексуальных меньшинств и почти полным равнодушием к убийствам сотен и тысяч ни в чем не повинных людей и, в частности, детей, к примеру, в Ираке, Сирии или Новороссии, давно стали карикатурой.
Во-вторых, "перекодировка российского общества" — это мягко сказано. С нынешнего года мы наблюдаем агрессивную экспансию Запада в пространство Русского мира вследствие начала масштабных цивилизационных войн по всему периметру евроамериканской ойкумены.
Соответственно, главной угрозой для России становится не просто перспектива утраты ею каких-то элементов своего культурного кода, но грядущие энтропия и раздел страны между тремя конкурентными цивилизациями — Запада, Юга и Востока…
Александр Зиновьев лет пятнадцать назад по этому поводу писал: "Русская трагедия еще не завершилась. Успешно осуществляется второй этап антирусского проекта. Впереди предстоит третий этап, пожалуй, самый страшный: он касается присутствия русских в истории человечества.
Сущность этой части проекта — постепенно искажая и занижая вклад русских в историю человечества, в конце концов… сделать так, как будто никогда такого великого народа на Земле не было".
В-третьих, у российского руководства пока нет эффективного оружия против кодирующих массовое сознание технологий "общества потребления". Однако после того как "новорусской" власти не удалось вынуть грузное российское тело из традиционных шаровар и втиснуть его в европейские стринги, стало очевидным, что сегодня нужно думать не только о необходимости сохранения в пространстве Русского мира имманентных и суверенных сущностей, но также о переходе страны (в конце концов) к разработке и реализации эффективной Стратегии цивилизационного развития.
Цивилизационные задачи
В свете сказанного сегодня перед российским обществом стоят, как минимум, семь групп цивилизационных задач, связанных с необходимостью:
— раскодировки советского (атеистического, этатистского, псевдоколлективистского и т.п.) квазицивилизационного архетипа и освобождения его от некоторых сущностных черт советской и имперской цивилизационностей при возможном сохранении некоторых из них;
— торможения и блокирования прозападной, неоконсервативной и неолиберальной (квазигуманистической, индивидуалистической, потребительской, космополитическо-глобализаторской, антиправославной, экуменической, сектантской, русофобской и т.п.) и любых других перекодировок базовых элементов Русского мира;
— восстановления и обновления изначального и оригинального, формировавшегося в течение тысячи и более лет русско-российского — православно-поликонфессионального, социально и ценностно ориентированного и созидательного — цивилизационного архетипа;
— интеграции и взаимопереплетения органичных для Руси-России русско-православных и иных восточно-европейских, евразийских и прочих сущностей и ценностей в рамках формирующегося российско-евразийского антропоцентрического мира;
— определения и принятия некоторых новых признаков, сущностей и ценностей в качестве оснований конкурентоспособной, восстанавливаемой, обретаемой и развивающейся русско-российской цивилизации;
— обеспечения количественного и качественного роста отечественного антропофактора через "очеловечивание" российских экономики, политики и иных сфер жизни общества, а также привнесение в цивилизационную теорию положений, предполагающих более внимательное и масштабное изучение соответствующей антропологической и аксиологической проблематики;
— закладки мировоззренческого фундамента будущей Евразийской трансрегиональной (миропроектной, субглобальной) цивилизации как "Мира людей и ценностей" с Россией в качестве её ядра или одного из основных ядер.
К сожалению, прозападное зомбирование населения постсоветских стран началось не вчера, и, понимай российская власть смысл и масштаб этого процесса, бандеровского переворота в Киеве, возможно, не случилось бы. А так — перекодировка национального архетипа на той же Украине Западу вполне удалась. В результате мы по-прежнему считаем украинцев братьями (по крови), поскольку мыслим в традиции самобытного и суверенного взгляда на историю. И большинство из тех граждан Украины, кому далеко за тридцать, действительно наши братья. Но те, кому менее тридцати, в массе своей прошли через "рыночное зомбирование", а потому, видимо, уже потеряны как для Русского мира, так и для самих себя.
У значительной части нового поколения украинцев теперь другие ценности, другие точки отсчета; это поколение не русское, не православное, не интернациональное, не созидательное и, увы, не свободное — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оно запрограммировано не на то, чтобы думать, творить и любить, а на то, чтобы жевать, скакать и ненавидеть.
Разумеется, никто из тех наших граждан, кто сохраняет трезвый ум и здравую память, не хотел бы перекодированного будущего для российской молодежи. К ним, собственно, и были обращены слова президента России 5 ноября этого года. Вопрос только в том, насколько далеко зашла прозападная перекодировка в нашей стране.