Рейтинг@Mail.ru
Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Деофшоризация: как вернуть налогоплательщиков в Россию

Читать ria.ru в
Дзен
Закон о деоффшоризации начнет приносить великолепные плоды, когда все остальное законодательство будет работать в совершенстве, замечает юрист Илья Ремесло.

Илья Ремесло, юрист, для МИА "Россия сегодня"

Государственная дума на этой неделе приняла во втором и третьем чтениях закон группы депутатов от всех фракций, направленный на деофшоризацию российского бизнеса. Таким образом, депутаты выполнили поручение президента, данное в декабре прошлого года в послании к Федеральному собранию.

Тогда Владимир Путин заявил, что России нужна система мер по деофшоризации российской экономики: "Наших предпринимателей часто упрекают в непатриотизме. По некоторым оценкам, девять из десяти сделок, в том числе с госучастием, не регулируются российскими законами. Нужно добиваться прозрачности офшоров, так как это делают многие страны".

Выйти из тени

Пленарное заседание Госдумы РФ
Госдума приняла депутатский проект о деофшоризации
Главной новеллой закона являются изменения в Налоговый кодекс. Вводится понятия "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо". Таким лицом является физическое или юридическое лицо, доля участия которого в контролируемой иностранной компании превышает 25% (с 2016 года), а доля совместно с супругой и несовершеннолетними детьми — более 50%.

Закон обязывает контролирующих лиц представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в них, а также о самих иностранных компаниях.

За неисполнение данной обязанности вводятся штрафы — на неуплату налогов такими компаниями и за непредоставление сведений. Штраф установлен в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей.

Международный опыт деофшоризации

Безусловно, данный закон является первым и очень значимым шагом к достижению прозрачности российской экономики.

Совершенно недопустима ситуация, когда крупнейшие предприятия страны находятся вне российского правового поля. Перечислять негативные последствия такой ситуации можно бесконечно: бесконтрольность, непрозрачность, уклонение от уплаты налогов, отток капитала из страны.

Стоит отметить, что западные страны уже давно встали на путь жесткого регулирования деятельности оффшорных компаний. С начала 90-х годов действуют и применяются общепризнанные рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), а также Организации экономического сотрудничества и развития. Последняя объединила в себе страны, внедрившие жесткие санкции против стран, которые скрывают информацию о финансовых операциях лиц, зарегистрированных на их территории.

Если посмотреть на опыт США, то это страна с самым жестким в мире законодательством по отношению к офшорам. С 2008 года действует закон "О предотвращении злоупотреблениями налоговыми гаванями", который дает максимально широкие полномочия фискальным и контролирующим органам в отношении налогоплательщиков, использующих офшорные юрисдикции. Так, применяются специальные санкции по отношению к странам, предоставляющим офшорные компании для ухода от налогов. Сумма штрафа за использование офшорной юрисдикции может доходить до 150 % от полученной прибыли.

Достаточны ли установленные законом меры?

Заседание Совета Федерации РФ, архивное фото
Совфед одобрил закон о деофшоризации экономики
Разумеется, для первого этапа деоффшоризации данные меры вполне адекватны. Однако следует смотреть на ситуацию шире. Ведь главной целью деофшоризации заявлялась необходимость повысить сборы в российский бюджет. И вот здесь представляется, что действие закона о деофшоризации может быть сильно ослаблено общим несовершенством российского законодательства о налогах и сборах.

Судите сами: с момента введения Налогового кодекса РФ в действие (1999-2000 год) в него уже внесены сотни, если не тысячи поправок. С каждым годом налоговое право становится все более запутанным и непонятным для бизнеса и простых граждан. Ежегодно Минфином и Федеральной налоговой службой выпускается множество разъяснений относительно применения налогового законодательства.

Безусловно, совершенствование законодательства — вещь нужная и неизбежная. Но проблема в том, что закрывая очередную лазейку для налоговых уклонистов и мошенников, законодатель тем самым открывает сразу несколько других.

Так, уже с десяток лет ведутся разговоры о необходимости борьбы с мошенничеством в сфере незаконного возмещения НДС. Однако до сих пор данная проблема не решена, и налоговые мошенники продолжают изымать из бюджета страны миллиарды долларов.

И только малая часть преступников попадается в руки правоохранительных органов. Подчеркну, что речь идет не об уклонении от уплаты налогов, а именно о наглом, хищническом хищении НДС из бюджета — путем подделки документов, использования лазеек в налоговом законодательстве и связей среди коррумпированных чиновников.

Действующее налоговое законодательство содержит и массу других лазеек, которые позволяют беспрепятственно и законно занижать базу налогообложения. И тогда возникает проблема — хорошо, законодатель заставил офшоры "выйти из тени", декларировать свою прибыль в России. Но это не помешает недобросовестному налогоплательщику и дальше пользоваться иными способами ухода от уплаты налогов.

Как сделать, чтобы закон о деофшоризации заработал на полную силу? 

Проект бюджета 2015-2017 годы отправлен в Госдуму РФ. Архивное фото
Депутат: бюджет увидит результаты от проекта о деофшоризации с 2016 г
Есть единственный путь, и он заключается в максимальном упрощении действующего законодательства. Еще мыслитель Джон Локк говорил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались".

Чем проще будут сформулированы налоговые нормы, тем сложнее будет их трактовать в противоречие со смыслом закона. Закон о деоффшоризации начнет приносить великолепные плоды, когда все остальное законодательство будет работать в совершенстве.

Также необходимо учитывать, что далеко не все российские предприниматели уходят в иностранную юрисдикцию ради уклонения от уплаты налогов.

Например, в большинстве случаев при совершении крупных сделок указывают, что все споры по ним регулируются иностранным правом и рассматриваются в иностранном суде. Делается это отнюдь из-за недостатка патриотизма, а лишь потому, что российский бизнес не доверяет российскому законодательству и судам. И никакими поправками в закон это не изменить.

Таким образом, нашему государству предстоит еще многое сделать для возвращения доверия бизнеса и граждан, а самим налогоплательщикам следует также начать делать шаги навстречу. Ведь в тех условиях, в которых оказалась наша страна сейчас, иного выбора просто нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала