МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Переход Олега Дерипаски с оперативного управления "Русалом" на позицию стратега выглядит логичным и не является сюрпризом, поскольку алюминиевому гиганту больше не нужен антикризисный менеджер. Само событие можно расценить как сигнал инвестиционному сообществу, что компания вышла из кризиса, считают аналитики, опрошенные РИА Новости.
Дерипаска, переходя на пост президента, передает управление компанией своему заместителю Владиславу Соловьеву в знаковое время: "Русал" рефинансировал свой огромный долг, цены на алюминий достигли максимальной отметки за последние полтора года. На этом фоне, а также благодаря девальвации рубля, "Русал" продемонстрировал впечатляющие финансовые результаты за третий квартал, показав прибыль впервые с 2011 года.
Решение совета директоров о перестановках в топ-менеджменте компании вступило в силу 17 ноября. Как первый президент "Русала" Дерипаска будет отвечать за стратегию, сконцентрирует свое внимание на поиске новых направлений развития компании и будет координировать инициативы по развитию внутреннего рынка.
Ключевыми приоритетами для нового гендиректора Владислава Соловьева по-прежнему будут обеспечение динамичного развития "Русала" за счет повышения эффективности заводов компании, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, выход на новые стратегические рынки сбыта и формирование альянсов с партнерами для расширения сфер применения алюминия.
Борьба за выживание позади
"Уход от оперативного управления не является сюрпризом: рынок алюминия показывает улучшение, компания — тоже, переговоры с банками завершены. Это выглядит достаточно логичным шагом", — отмечает аналитик Газпромбанка Наталья Шевелева.
"Данное решение — попытка дать сигнал рынку, что острый кризис, который компания и отрасль переживали после кризиса 2008-2009 года, закончился. Понятно, что Дерипаска возглавил "Русал" в трудный период, когда нужно было решать проблемы. Сейчас главный акционер как бы говорит: "Мне необязательно быть у руля, менеджеры сами могут справиться, я буду заниматься стратегией", — рассуждает аналитик "Атона" Диннур Галиханов.
Дерипаска возглавлял "Русал" в период с 2000 по 2003 годы (тогда компания состояла из активов "Сибирского алюминия" Дерипаски и "Сибнефти" Романа Абрамовича), затем "Русалом" руководил Александр Булыгин. За это время в холдинг вошли СУАЛ и Glencore. В кризисном 2009 году Дерипаска вновь возглавил компанию и в 2010 году провел ее IPO на Гонконгской бирже.
"Дерипаске несколько раз приходилось вести довольно серьезные переговоры по рефинансированию долга с разными группами кредиторов, российскими и иностранными. Это очень большие суммы — миллиарды долларов. Он провел отчасти вынужденный вывод "Русала" на акционерный рынок", — отмечает Галиханов.
Им принимались трудные решения по реструктуризации бизнеса, закрытию ряда нерентабельных предприятий. "Это были довольно сложные решения, которые требовали согласования с очень большим количеством заинтересованных сторон. Была непростая социальная сторона вопроса. Участие акционера в переговорах имело немаловажное значение", — добавил он.
Новые возможности и вызовы
По мнению аналитиков, стратегия и управление компанией с уходом Дерипаски с должности гендиректора не изменится. "Соловьев был первым замом и достаточно давно в компании работает, я думаю, что ничего не изменится. Компания все равно останется под контролем Дерипаски", — отмечает аналитик Брокеркредитсервиса Олег Петропавловский.
В свою очередь аналитик "Атона" не исключает, что эта рокировка может привести к улучшению корпоративного управления компанией, а также взаимодействия с акционерами внутри "Русала" и "Норникеля". "Дерипаска освобождает себя в какой-то мере от необходимости заниматься оперативным управлением. У него опытная команда менеджеров, которая сама займется этим. Ему не нужно вникать в каждый мелкий вопрос, у него будет достаточно времени, чтобы подумать о стратегии, о том, как строить отношения с инвесторами, акционерами", — полагает Галиханов.
Перед менеджерами "Русала" стоят новые задачи, в частности, завершение инвестиционных проектов — строительство Богучанского алюминиевого завода, Тайшетской анодной фабрики, поиск новых направлений сбыта продукции, продолжение программы оптимизации затрат.
"Произошел переход от стратегии борьбы за выживание к стратегии фокуса на развитие внутреннего рынка, импортозамещения, повышения рентабельности", — отмечает аналитик "Велес Капитала" Айрат Халиков. Сейчас компания прорабатывает стратегию увеличения потребления на российском рынке, в частности, в секторах автокомпонентов, железнодорожных вагонов, производства труб.
Эксперт из "Атона" полагает, что говорить о том, что алюминиевая отрасль полностью вышла из кризиса, рано. По его мнению, остается риск, что изменение правил складского хранения металлов LME может привести к снижению доходов поставщиков металла. "Риск того, что на рынок могут прийти большие объемы металла и снизить премию, исключать нельзя. Пока еще это риск не до конца учтен в котировках "Русала" и других алюминиевых компаний", — отмечает Галиханов.
Кроме того, "Русалу" придется не раз еще разбираться со своим гигантским долгом, который составил на конец сентября 9,9 миллиарда долларов, считают аналитики.
Ранее в сентябре после сообщений ряда СМИ об уходе Дерипаски с поста гендиректора, он отмечал, что его не отпускают с этой должности акционеры компании.
Миноритарными акционерами "Русала" являются "Онэксим" Михаила Прохорова (17,02%), Sual Partners Виктора Вексельберга (15,8%), Glencore (8,75%). "Сильные финансовые показатели за третий квартал могли помочь получить одобрение миноритариев на подобную перестановку в топ-менеджменте. Возможно, им нужно было подтверждение, что компания зарабатывает и выведена на прибыльность", — полагает Петропавловский.