Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий ежегодно отмечается в третье воскресенье ноября. В 2014 году этот день приходится на 16 ноября.
Инициатором учреждения дня памяти жертв ДТП стала британская благотворительная организация "Роудпис" (RoadPeace), оказывающая помощь людям, пострадавшим в результате ДТП. Впервые он был проведен в Великобритании в 1993 году — в Европе это был самый трагичный год, на дорогах погибли почти 50 тысяч человек.
День памяти жертв ДТП был задуман как мероприятие, дающее возможность почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнование их родным и близким, которым приходится переживать эмоциональные и практические последствия этих событий.
В 1995 году проведение этого дня поддержала Европейская федерация жертв ДТП (FEVR). Его стали проводить не только в Великобритании, но и в других странах Европы, как Европейский день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Постепенно этот день памяти распространялся и на другие континенты.
В 2003 году инициативу поддержала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а в октябре 2005 года Всемирный день памяти жертв ДТП был официально учрежден Генеральной Ассамблеей ООН с целью повышения общественной осведомленности в отношении предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Организации ВОЗ, FEVR и "Роудпис" совместно разработали пособие "Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий: руководство для организаторов", с помощью которого отдельные лица или группы людей могут планировать или организовывать мероприятия в этот день. В руководстве излагается краткая история этого дня, предлагаются варианты планирования Всемирного дня памяти жертв ДТП и приводятся примеры конкретных мероприятий, которые можно организовать.
Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных аварий гибнет почти 1,24 миллиона человек, и при этом еще 50 миллионов человек получают травмы, которые порой приводят к потере трудоспособности на всю оставшуюся жизнь.
Масштабы дорожно-транспортного травматизма — серьезная национальная проблема Российской Федерации. Каждый год в стране в автомобильных авариях гибнет порядка 25 тысяч человек, что сопоставимо с населением небольшого города России.
По оценкам, без принятия неотложных мер по улучшению безопасности дорожного движения, к 2020 году в странах с низким и средним уровнем дохода число людей, погибающих в результате дорожно-транспортных происшествий, возрастет на 80 %.
Для снижения смертности и травматизма в результате ДТП во всех городах мира принимаются меры, направленные на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения. Строятся тротуары, оборудуются пешеходные переходы, возводятся путепроводы, устанавливается дорожное освещение; принимаются и ужесточаются законы об управлении транспортным средством в состоянии опьянения, превышении скорости, об обязательном использовании ремней безопасности и запрещении набора текстовых сообщений и другой опасной практики, связанной с использованием мобильного телефона, за рулем; в центральных кварталах городов создаются пешеходные зоны; и принимаются меры по укреплению травматологических служб для оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим с травмами, представляющими опасность для жизни.
В России в 2013 году была принята новая федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах", главной задачей которой является сокращение числа погибших в ДТП на восемь тысяч человек к 2020 году.
В 2013 году в РФ в ДТП погибли более 27 тысяч человек (на 3,5% меньше, чем в 2012 году) и были ранены около 258,5 тысячи человек (на 0,1% меньше, чем в 2012 году). Почти треть от всех жертв ДТП составили пешеходы — около 7,8 тысячи человек. Это на 5% меньше, чем в 2012 году, но, как показывает статистика, пешеходы в России по-прежнему являются основной группой риска среди всех других участников дорожного движения.
По словам министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева, прошлая программа, действовавшая в 2006-2012 годах, достигла положительных целей. Так, общее число погибших в ДТП сократилось на 20%. В полтора раза — количество погибших детей, почти в два раза — погибших пешеходов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников