МОСКВА, 14 ноя – РИА Новости. Буддизм не является полностью "пацифистской" религией и допускает насилие в крайних случаях – когда, например, речь идет о защите государственных интересов страны или жизни других людей. Об этом заявили представители буддистского сообщества России на пресс-конференции, прошедшей в пятницу в МИА "Россия сегодня".
По словам верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, тема "буддизма и войны" есть "довольной тонкий, деликатный вопрос". "Наверное, ни одна религия не занимается продвижением идей войны – все продвигают такие ценности, как любовь, сострадание, терпение, ненасилие. Но когда дело заходит о государственных интересах, о защите народа, о защите культуры страны, национальной идентичности, и если уже исчерпаны полностью все мирные средства, все попытки достичь решения через диалог, — нам необходимо каким-то образом найти возможность себя защищать", — сказал Ринпоче.
"Иногда, к сожалению, насилие оказывается единственным выходом, и это касается деятельности государства, и так вообще происходит в нашем мире. К сожалению, как последнее "прибежище", такое случается", — добавил он.
Вместе с тем, отметил верховный лама, насилие и насильственные методы никогда не должны быть "первым движением, первым шагом". Говоря о последователях буддизма, которые когда-либо участвовали или сейчас участвуют в военных действиях, Ринпоче заметил, что они "делают это не по доброй воле, а для того чтобы обеспечить выживание — и не только свое собственное, но и своих семей". "Их мотивация и намерения всегда были чистыми и позитивными", — сказал лама.
Председатель Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров, отвечая на вопрос о "совместимости" войны и буддизма, также заметил, что эти понятия "не совершенно несовместимы". "Когда Будда учил, он говорил, что учит потому, что все хотят достичь счастья и все хотят избегать страданий. И в этом смысле, если наступает завоевательная война, если мы должны защищать свои семьи, свой народ, то есть делать так, чтобы они избежали страданий, — то тогда мы должны это делать… И в этом случае будет меньше страданий и меньше зла, если мы их защитим", — сказал Койбагаров.
А председатель Московского буддийского центра "Три драгоценности" Татьяна Одушпаяк напомнила, что в Москве на Поклонной горе уже начато строительство мемориального буддийского храма, которое планируется завершить к 9 мая 2015 года – 70-летию победы в Великой Отечественной войне. При этом в цокольной части храма откроется музей, где будет отражена история участия бурятов, калмыков и тувинцев (народов, традиционно исповедующих буддизм) в той войне.
"То, что мы строим на Поклонной горе мемориальный буддийский храм, — это для подрастающего поколения, для молодежи, для того, чтобы не забыть нашей истории, чтобы наш народ не забывал, что в России есть буддисты, которые воевали", — сказала Одушпаяк. Она добавила, что прожила 16 лет на Украине, и на примере событий в этой стране, всплеска там национализма и неофашизма, можно видеть, какие печальные последствия могут быть в результате пренебрежения историей, в том числе — Второй мировой войны. В украинских школах в последние годы искаженно подают эти страницы истории, признала глава буддийского центра.