В ходе украинского кризиса уже не раз поднимался "еврейский вопрос", недавно в Киеве прошел очередной марш националистов УПА, а в Европе в целом отмечается рост проявлений антисемитизма. О том, как к этим явлениям относится Федерация еврейских общин России (ФЕОР), тесно связанных исторически с Украиной, а также о влиянии антироссийских санкций на рынок кошерной продукции и о том, как победить терроризм ИГ, рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости президент ФЕОР Александр Борода. Беседовала Ольга Липич.
— Александр Моисеевич, в контексте украинского кризиса уже не раз поднимался "еврейский вопрос". Есть ли у Федерации еврейских общин России единая позиция по ситуации на Украине? Как бы вы ее описали?
— Евреи на Украине не принимают единогласно ни одну из сторон. Были те, кто принимал активное участие в Евромайдане, были те, кто выступал против. Многие вообще занимались именно гуманитарной деятельностью в период активных волнений: например, организовывали вывоз раненых на лечение в Израиль. Стоит отметить, что большинство евреев, проживающих в России, — потомки украинских евреев, и между двумя общинами сохраняются тесные связи. В ситуации продолжающегося политического кризиса и войны в стране ФЕОР призывала и продолжает призывать украинскую еврейскую общину сохранить мир, сплотиться и стараться противостоять давлению, направленному на разобщенность и усиление общественных и политических волнений. Мне кажется, самое разумное здесь решение и для общины, и для ее руководства — держаться максимально в стороне от политики и участвовать исключительно в гуманитарных акциях.
— Каково ваше отношение к маршу УПА, прошедшему в октябре в Киеве?
— Марш в поддержку УПА — это не разовое явление. Тенденция к возрождению идеалов Украинской повстанческой армии зародилась примерно около 15 лет назад. Это националистическое движение, которое считает своей миссией борьбу за чистоту украинской нации и которое развивается в духе ревизионистских взглядов на историю Второй Мировой войны. Оно идейно очень схоже с национал-социалистической партией Германии, которая в свое время пришла к власти во главе с Гитлером. Такие процессы и акции не могут не настораживать, хотя главная проблема, с моей точки зрения, в том, что это явление перестало быть политически маргинальным в украинской политике. Происходит легитимация ревизионизма.
— Как вы оцениваете нынешнее положение еврейской общины Украины? В чем основные трудности?
— Ситуация у еврейской общины Украины сложилась непростая. Люди волнуются за свое будущее, многие принимают решение эмигрировать из страны. Многократно увеличился приток репатриантов из Украины в Израиль, особенно из регионов, охваченных боевыми действиями. В Россию эмигрируют меньше, сильного притока именно еврейских беженцев не ощущается. В данный период все заняты решением финансовых проблем, подготовкой к зиме, деятельность в синагогах Украины резко сократилась. При этом нельзя говорить о резком росте антисемитизма в стране. В нелегком положении оказались все население Украины и еврейская диаспора в том числе.
— Оказывает ли еврейская община России какую-либо помощь жителям Украины и если да, то кому именно она адресована?
— Положение еврейских общин на Украине сейчас нелегкое, в том числе и потому, что ввиду сложившейся ситуации в стране финансирование общин резко сократилось. Мы поддерживаем некоторые общины Украины, например, общину города Житомир, где нет бизнеса, который мог бы самостоятельно содержать общину и ее социальные проекты.
— Изменилось ли положение крымских евреев после вхождения полуострова в состав России? Что планирует ФЕОР для развития еврейской жизни в Крыму?
— Еврейская жизнь в Крыму существовала всегда, но, безусловно, после присоединения Крыма к России мы стараемся принять участие в развитии общины на полуострове. В ближайшие несколько лет планируется открытие общинных центров в Симферополе, Севастополе и Ялте. Еще до проведения референдума в Севастополе началось строительство синагоги, которое будет закончено.
— Что вы думаете о разразившейся в связи с украинскими событиями "войне санкций" — экономическом противостоянии США и Европы с Россией? Сказываются ли санкции на жизни еврейской общины РФ, например, на поставках кошерного питания?
— Я искренне хочу, чтобы санкции как можно быстрее закончились, поскольку любое межгосударственное сотрудничество выгодно всем. При этом санкции, очевидно, довольно бессмысленны. И хотя Запад и говорит, что они повлияли на действия России, мы видим примеры стран, которые по 30 лет живут под санкциями и не сошли со своего пути, например, Иран. Там санкции намного жестче, ну и что с Ираном произошло за это время? Иран живет и живет и точку зрения не поменял. Это не самый лучший способ давления на страну. Талантливая дипломатия намного эффективнее, чем санкции.
Что касается рынка кошерной продукции в России, то, как ни удивительно, ситуация здесь может способствовать его росту. В связи с санкциями Запада и, главное, в связи с ответными санкциями России, образовалась потребность в стране в мясной, молочной, овощной продукции, которая будет активно завозиться из Израиля, и она уже завозится. С Израилем подписываются контракты по тем направлениям, которые раньше Израиль не поставлял сюда, прежде всего по сельскохозяйственной продукции. Поэтому мы смотрим с оптимизмом на увеличение деловой активности между Россией и Израилем в этой сфере.
— Кошерные продукты в России — в основном импортные или местного производства? Велика ли потребность в кошерной продукции у общины сегодня и полностью ли она удовлетворяется? Каковы перспективы увеличения производства кошера в России?
— Кошерные продукты в России преимущественно отечественного производства. На территории страны существует несколько молочных и мясных фабрик, прошедших сертификацию кошерности. Среди клиентов кошерных гастрономов, а также кошерных ресторанов и тех, кто заказывает кошерное меню в самолете, также много и неевреев, в том числе тех, для кого важен халяль. Вообще кошерная продукция — это знак качества. Спрос на кошерную продукцию в России среди потребителей сегодня не удовлетворен полностью, но увеличение поставок продуктов из Израиля, а также развитие рынка кошерных продуктов среди отечественных производителей задает положительную тенденцию в данном направлении.
— Насколько высок сегодня уровень антисемитизма в России, в странах Европы и мире в целом? Какие страны вы бы выделили особо? Каковы тенденции отношения к евреям и государству Израиль в последние годы и с чем они связаны?
— За последние годы участились случаи проявлений антисемитизма в Европе, особенно это касается государств, где живет много граждан-выходцев из арабских стран, например, Франции и Англии. В этом смысле Россия продолжает оставаться "островом спокойствия" на фоне Западной Европы. Для сравнения: по итогам 2012 года во Франции было зарегистрировано 177 случаев насилия и вандализма на почве антисемитизма. В Великобритании было отмечено 69 насильственных нападений на почве антисемитизма, 53 случая причинения ущерба и осквернения еврейского имущества (данные цифры не включают случаи появления антисемитских граффити). В Германии в 2013 году было отмечено около 200 антисемитских инцидентов. Основной причиной данных проявлений, как я полагаю, является арабо-израильский конфликт.
Вообще в мире в целом очень высок уровень так называемого нового антисемитизма, который пытается замаскироваться под антисионизм и антиизраилизм. Особенно ярко это проявляется в периоды обострения конфликта на Ближнем Востоке.
В России ничего подобного пока не наблюдается. Сравните с российскими данными проявлений антисемитизма: в 2013 году их было 27 (3 случая нападений и 24 случая вандализма), а в этом году, слава богу, пока не было зафиксировано ни одного случая нападения на евреев на религиозной и национальной почве и было отмечено всего девять актов вандализма.
В нашей стране, по сути, достаточно слабы позиции нового антисемитизма, основной мишенью которого является государство Израиль. Подобная ситуация во многом вызвана "сменой приоритетов" у радикальных националистов. Если в 1990-х главными врагами для них были евреи, то в 2000-х и 2010-х на эту роль выдвинулись кавказцы и уроженцы Центральной Азии, объединенные под общим негативным ярлыком "мигрантов".
Мигрантофобия и сопутствующая ей исламофобия фактически "задавили" новый антисемитизм. Массово антисемитизм как нового толка, так и традиционный заметен только в интернете на форумах и в социальных сетях, но статистику здесь вести крайне трудно из-за масштабности этого явления и отсутствия географических границ во всемирной паутине. Впрочем, в интернете сильна ксенофобия любого толка…
— Насколько опасным вы считаете группировку "Исламское государство" (ИГ) и видите ли пути решения проблемы радикализма?
— Вообще-то свою опасность это террористическое движение уже доказало миру. Создана угроза жизни для десятков тысяч людей, налицо гуманитарная катастрофа в регионе… Боевики так называемого "Исламского государства" уничтожают христиан, езидов, курдов и даже собственных единоверцев, которые исповедуют иной толк в исламе. Они расстреливают пленных, насилуют женщин, продают их друг другу в рабство, отрезают головы детям, распинают на крестах… Список зверств впечатляет. Вступать с самими боевиками в переговоры не имеет никакого смысла, поскольку это само по себе аморально. Кроме того, даже чисто с практической точки зрения переговоры бесполезны, поскольку цель боевиков не переговоры, а глобальный террор. Их можно только уничтожать.
Но поскольку сегодня терроризм — это в значительной степени еще и серьезный финансовый проект, то решение проблемы я вижу в первую очередь в установлении финансовых источников террора. Необходимо найти тех, кто спонсирует убийц, и придать их международному суду. Без денег все эти террористические армии уже давно бы прекратили свое существование.
— Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед ФЕОР и каковы планы на отдаленную перспективу?
— Главную задачу ФЕОР я вижу в развитии инфраструктуры общинной жизни. Будем улучшать систему еврейского образования, открывать новые синагоги, общинные центры, кошерные магазины и рестораны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где проживает примерно половина всех евреев России. Важную роль в еврейской жизни в Москве играет Еврейский музей и центр толерантности, развитием которого мы продолжаем заниматься. Работает община и над восстановлением еврейских захоронений и кладбищ, которые расположены по всей территории России.
Есть у нас и специальные программы, существующие при поддержке ФЕОР, в частности антинаркотическая. Она в определенном смысле выходит за рамки обычной деятельности религиозной организации. В работе программы уделяется особое место привлечению израильских методик и специалистов, проходят различные межведомственные мероприятия, организуемые Федеральной службой России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) и МВД Израиля.
Также мы продолжим свою работу над издательскими проектами: журнал и издательство "Лехаим", межиздательские серии еврейской литературы на русском языке, такие как "Библиотека еврейских текстов", "История евреев", "Проза еврейской жизни". Всего в издательствах "Лехаим", "Книжники" запланировано к выпуску несколько десятков книг.
Ну и, конечно, благотворительность — одно из приоритетных направлений нашей работы. Здесь я особо могу сказать о благотворительных столовых и программах продуктовой помощи, медицинской службы, лекарственной поддержки, патронажа. Все это планируется в ближайшие годы развивать в рамках деятельности ФЕОР.