МОСКВА, 5 ноя — РИА Новости. Знаменитый хореограф Джон Ноймайер представляет в Москве на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко свой новый балет "Татьяна" — премьера состоится 7 ноября, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Балет создан балетмейстером по мотивам романа в стихах "Евгений Онегин" Пушкина. Ноймайер здесь выступает в двух ипостасях — автора либретто и хореографа-постановщика. Музыка по заказу Гамбургского балета написана композитором Лерой Ауэрбах. За дирижерским пультом — Феликс Коробов.
Джон Ноймайер назвал свой балет не "Онегиным", как у Пушкина, а "Татьяной", поскольку убежден, что центральной фигурой романа является именно Татьяна.
"Суть Татьяны раскрывается в последнем ее диалоге с Онегиным. Здесь она достигает равновесия между вымышленным миром своих фантазий, иллюзий, мечтаний и способностью контролировать, обуздывать свои эмоции в отличие от Онегина, который так никогда и не достигает такого духовного роста, такой силы, как Татьяна", — сказал хореограф в интервью РИА Новости.
По словам Ноймайера, сочинять балет и писать самому либретто по произведению русского поэта, которое читал только в переводе, дело непростое. Он очень тщательно изучал роман, музыку Чайковского, перевод и исследование Набокова этого сочинения Пушкина, и надеется, что такая работа все-таки позволила ему прочувствовать то главное, что заложено в пушкинских строках.
"Балет — это то, что внутри меня, это мое впечатления, моя реакция и мое восприятие романа. Это очень личная вещь, очень индивидуальная. Балет — это мой взгляд из моего окошечка на Пушкина. Это все, что я лично сделал", — отметил Ноймайер.
Именно поэтому он заказал новую музыку, а не взял произведение Чайковского, которое он считает фантастической. Пригласил композитора Леру Ауэрбах, с которой уже работал над балетом "Русалочка". Кстати, то, что по происхождению Лера русская и знает роман Пушкина в оригинале, тоже в какой-то степени повлияло на выбор балетмейстера.
Ноймайер сделал Ленского не поэтом, как у автора, а композитором. Это, по мнению хореографа, дает возможность более точно выразить его артистическую творческую составляющую. К тому же Ноймайер сделал его и ответственным за музыку, которую он сочиняет и которая звучит в спектакле.
Хореограф не первый раз работает с балетной труппой Музыкального театра, знает артистов, их способности. И надеется, что русские танцовщики, которые читали роман в оригинале, а многие знают его наизусть, более тонко чувствуют, что заложено в его строках и привнесут свое понимание, свой взгляд на произведение и его героев.
Джон Ноймайер
Родился в городе Милуоки (США), где начал заниматься танцами. Получил звание бакалавра по английской литературе и театроведению в Маркеттском университете. Балетное образование завершил в школе Английского Королевского балета и Королевском датском балете в Копенгагене. В 1963 году был принят в труппу Штутгардского балета, где быстро стал солистом и начал ставить. В 1969 возглавил Франкфуртский балет. В 1973 Ноймайер был приглашен в Гамбургский балет, который под его руководством получил международное признание и стал одним из ведущих театров Европы. За эти десятилетия хореограф поставил более 130 балетов, в числе которых: оригинальные балеты большой формы, современные переложения балетной классики, а также балеты-симфонии. В России Ноймайер ставил балеты в Мариинском, Большом театрах и Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича — Данченко. "Татьяна" — это третья премьера Ноймайера на этой сцене — до этого были "Чайка" и "Русалочка".
В ближайших планах, как сообщил хореограф, работа над созданием балета о знаменитой итальянской актрисе Элеоноре Дузе.