Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Уже четвёртый конвой российской гуманитарной помощи прибыл в республики Донбасса. Сотня грузовых автомобилей привезла в Донецк и Луганск самое необходимое: продукты питания и медикаменты, тёплые вещи и строительные материалы, генераторы и материально-технические средства для подготовки к зиме.
Россия оказывает помощь на федеральном уровне. Это официальная российская государственная помощь Донбассу. Но одновременно существуют каналы гуманитарной помощи по линии так называемых общественных структур.
Вялые протесты против белых КамАЗов
Доставка помощи из России становится уже привычным событием как для Киева, так для международных наблюдателей. На границе всем желающим предлагается лично убедиться в гуманитарном характере груза. Вскрыть коробку с надписью "гречка" и увидеть именно крупу, а не спрятанную зенитно-ракетную установку. И это не шутка.
Судя по комментариям украинских "экспертов" и должностных лиц, в консервных банках Россия доставляет "сепаратистам" патроны, а в крупах — автоматы. К примеру, официальный представитель штаба (так называемой) "антитеррористической операции" установил прямую причинно-следственную связь активности ополченцев с гуманитарным конвоем. "Из нашего опыта: после захода конвоя интенсивность обстрелов позиций украинских военнослужащих возрастает в разы. От 15-25 обстрелов в сутки… до 50-70, когда гуманитарный конвой заходит на территорию…". Впрочем, никаких убедительных доказательств этой версии традиционно не представлено.
Руководство МЧС России направило письмо заместителю Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам с призывом "подействовать на киевские власти с тем, чтобы они прекратили обструкцию и помогли доставке гуманитарной помощи". Официального ответа не последовало.
Впрочем, как отметил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, "главное — не чтобы они на письмо ответили, а чтобы реально что-то предприняли для того, чтобы способствовать доставке этой гуманитарной помощи".
Правда, Генеральный секретарь ООН всё же говорил о ситуации в Донбассе. Только не о необходимости оказания помощи пострадавшим мирным жителям. Пан Ги Мун выступил против предстоящих выборов в ДНР и ЛНР. Вероятно, это более важный вопрос.
В целом же можно отметить какое-то даже безразличие к этой российской гуманитарной колонне со стороны как киевских властей, так международных организаций и западных политиков. Это можно объяснить вниманием к "газовому детективу". Но тогда следует сделать вывод о том, что все предыдущие острые осуждающие Россию комментарии были проходным информационным сюжетом, очередным поводом в чём-то упрекнуть Россию. Жизнь и здоровье простых людей, пострадавших в результате действий украинской агрессии, по-прежнему беспокоят только Россию.
Рынок гражданской благотворительности
Белые КамАЗы российской гуманитарной колонны, что называется, на виду. К сожалению, меньше обсуждается помощь жителям Донбасса структурами гражданского общества, неправительственными организациями, фондами и отдельными публичными деятелями. А в этом вопросе есть о чём серьёзно поговорить.
В очередной раз отмечу, что под "русским" я понимаю каждого, кто любит и уважает Россию вне зависимости от принадлежности к какой-то этнической группе. Если принимаешь Россию — со всем величием и со всеми трудностями — значит, ты русский человек. К этому ощущению и пониманию страны нельзя принудить. Либо есть это свойство, либо его нет. И обсуждать здесь что-то дальше для меня бессмысленно.
Жители многих российских регионов готовы помогать Донбассу. Совершенно искреннее желание, никакой "обязаловки" нет и быть не может.
Однако это не может означать отсутствие элементарного порядка в организации сбора, хранения и доставки гуманитарной помощи.
Что является главным? Помочь людям. Если так, то существует единственный механизм работы — полная прозрачность при желании реальной работы, а не самопиара.
К сожалению, на сегодняшний день мы можем наблюдать полнейшую самодеятельность в этом вопросе. Понятные, и не совсем, люди, представители каких-то малознакомых или нашумевших организаций и фондов ходят по бизнесменам, обращаются к местным властям и частным лицам с просьбами о помощи для жителей Донбасса. Кто эти люди и кого они представляют? С кем они работают непосредственно в Донецке и Луганске? Насколько прозрачны их действия? Ответов на эти вопросы практически нет. Полнейший хаос.
Существуют же и мошенники, пытающиеся нажиться на сострадании и переживании простых людей. Их немного, но они есть. Лично мне рассказывал представитель одного фонда, что существовала некая организация по сбору помощи Донбассу. Помощь собирали и разворовывали. Что-то "терялось" по дороге из Москвы в Ростов. А то, что доезжало-таки в Ростов, растворялось в пространстве.
По Москве и другим городам ходят, уверен, достойные и честные люди. И, показывая какие-то визитки и удостоверения помощника какого-то луганского (донецкого) депутата, обращаются за помощью.
Понятно, что ситуация в ЛНР и ДНР сложная. Система государственной власти только в самом начале формирования. Причём в условиях ведения боевых действий. Люди строят своё государство под огнём противника. Это заслуживает огромного уважения и всяческой поддержки.
Однако, структурам гражданского общества необходимо помочь Донбассу избежать ошибок в организации гуманитарной помощи. Если не помочь организовать эту работу, мы можем получить очень негативный эффект. Жители Донбасса искренне и честно, но неумело и несистемно обращаются за помощью к российским регионам и региональному бизнесу. И далее получают отказ. Не потому, что в России не хотят помочь. А потому, что просто не понимают, с кем необходимо говорить и работать.
Возможно, в Общественной палате России, региональных общественных палатах необходимо создать комиссию (или просто кому-то добровольно взять на себя эту работу) по контактам с республиками Донбасса. Тогда и в России, и в ДНР и ЛНР будет понятна зона ответственности каждого. И не будет туманности и спекуляций.
Не будем забывать, что Донецкую и Луганскую народные республики признала Южная Осетия. В свою очередь Республика Южная Осетия признана Россией. Возможно, следует задействовать этот канал организации работы в вопросах гуманитарной помощи Донбассу.
В Донецке и Луганске, возможно, необходимо выделить специального представителя, которые от имени правительств республик будут гарантировать обеспечение реальной доставки гуманитарной помощи до людей.
В региональной прессе можно будет разместить понятный номер телефона организации или человека, который будет заниматься на этой территории организацией благотворительной помощи для Донбасса.
Необходимо исключить политических посредников и непонятные фонды. Ведь если главное — это помощь людям, то просто неуместны личный пиар или создание каких-то непонятных и несистемных организаций. Эта общественная работа, а не бизнес-проект.
Не надо изобретать какие-то новые структуры. Тем более, нетерпимо паразитировать на благотворительности. Всё необходимое для работы уже создано. Весь нормативный и организационный инструментарий существует.
Важно просто начать работать.