МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Решение Банка России резко повысить ключевую ставку сразу на 1,5 процентного пункта слегка удивило аналитиков, однако не стало для них шоком, многие допускали серьезного ужесточения денежно-кредитной политики. В то же время эксперты неоднозначно оценили такой шаг — рубль этим не спасти, инфляцию не снизить, зато реальный сектор экономики может пострадать.
Банк России по итогам заседания совета директоров в пятницу принял решение повысить ключевую ставку с 5 ноября на 1,5 процентного пункта — до 9,5% годовых.
Это стало четвертым увеличением ставки с начала года; ранее повышения происходили в марте, апреле и июле. При этом именно в октябре Центробанк оказался под давлением сразу нескольких шоковых факторов: структурное замедление экономики сопровождается растущей инфляцией, западные санкции сочетаются с российскими контрмерами, снижаются цены на нефть и курс национальной валюты.
Учитывая сложившуюся ситуацию, решение ЦБ было крайне важным для рынка. Аналитики предполагали, что ключевая ставка вырастет на 0,5 процентных пункта, но не ждали столь резких шагов от регулятора.
"Решение более агрессивное, чем ожидал рынок. То есть консенсус был около 50 базисных пунктов, повышение оказалось более значительным. Но не прозвучало каких-то сюрпризов, которые рынок так неявно закладывал в отношении механизма курсообразования и изменения правил", — считает руководитель аналитического департамента "Совлинк" Ольга Беленькая.
Инфляция растет, экономика на нуле
В пресс-релизе по итогам заседания регулятор указал на существенные изменения внешних условий в сентябре и октябре: значительно снизились цены на нефть, произошло ужесточение западных санкций. Одновременно происходило ослабление рубля, что наряду с введенными в августе ограничениями на импорт отдельных продовольственных товаров привело к дальнейшему ускорению инфляции.
По данным ЦБ, годовой темп прироста потребительских цен на 27 октября составил 8,4%. Ускорение инфляции произошло в основном за счет ускорения роста цен на продукты — до 11,4% в сентябре с 10,3% в августе; свою роль сыграло и снижение курса рубля. Регулятор ожидает, что общий вклад продовольственного эмбарго и ослабления рубля в инфляцию в РФ по итогам 2014 года составит 2,5 процентного пункта.
Что касается роста ВВП, то Банк России оценивает темпы экономического роста в третьем квартале 2014 года в 0,2%. В четвертом квартале текущего года и в первом квартале 2015 года регулятор ждет роста ВВП на уровне около 0%. Центробанк также вновь указал, что замедление экономического роста в значительной степени обусловлено причинами структурного характера.
Неожиданностью стало заявление регулятора о возможности смягчения денежно-кредитной политики в случае улучшения внешних условий и снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Такие слова появились в пресс-релизе по ставкам ЦБ впервые в этом году — до этого Банк России не уставал повторять о готовности ужесточить ДКП в случае роста инфляционных ожиданий.
Падение рубля не остановить
Эксперты весьма скептически отнеслись к повышению ключевой ставки. Они сходятся на том, что такое решение — даже более агрессивное, чем ожидалось — не способно оказать позитивного влияния на курс рубля.
"Я не вижу, что столь резкое повышение ставок окажет какое-то значительное влияние на валютный рынок, в первую очередь потому что слабость рубля лежит немного за пределами монетарной политики Банка России. Своим шагом регулятор просто приблизил ставки к реальному рынку", — считает главный аналитик Нордеа Банка Дмитрий Савченко.
Он обратил внимание на то, что рубль после объявления результатов показал лишь временный рост, вернувшись к прежним уровням, и продолжил снижение.
С ним согласен и аналитик Росбанка Евгений Кошелев. "Мы видим, что подозрение о низкой эффективности процентного повышения на рубль подтвердилось, рубль уже вернулся к уровням до решения Центробанка. В этом отношении повышение ставки мы рассматриваем как частично формальное, потому как регулятор перед тем как отпустить или снизить влияние на интервенционный канал всегда повышал ставку", — отмечает он.
Главный аналитик ING Дмитрий Полевой также называет эффект на курс рубля от повышения ставки недостаточным. По его словам, отсутствие изменений в курсовой политике стало "самым большим разочарованием" в решении ЦБ.
"Повышение ставки также не решает проблемы краткосрочного и долгосрочного финансирования в иностранной валюте. Таким образом, рынок, вероятно, продолжит погоню за рублем из-за отсутствия более серьезного решения, включающего в себя меры по финансированию в иностранной валюте", — сетует аналитик.
Противоположного мнения придерживается экономист Merrill Lynch (Russia) Владимир Осаковский. "Очень важно, что ЦБ не поменял свою валютную политику… Что не отказываются от своих планов — считаю, это очень позитивно в долгосрочной перспективе", — сказал эксперт. По его мнению, повышение ставки поддержит рубль, но фундаментально для курса валюты ничего не поменяет.
Борьба с инфляцией ведет к инфляции
Обратной стороной повышения ключевой ставки станет влияние на реальный сектор российской экономики. По оценке многих экономистов, такой резкий шаг ЦБ окажет негативный эффект на ставки по кредитам для отечественных предприятий, что в условиях замедления темпов роста ВВП и сокращения инвестиций в Россию еще больше ухудшит ситуацию.
В свою очередь аналитик Росбанка указал на возможный обратный эффект от повышения ставки: российские компании могут повысить отпускные цены для компенсации удорожания кредитов экономике и повышения нормы прибыли, что создаст риски для ускорения инфляции в будущем. Рост стоимости кредитов может привести и к сокращению инвестпрограмм и оптимизации персонала на предприятиях.
"С точностью оценить в численном выражении, насколько это (решение повысить ставку — ред.) повлияет, достаточно сложно, но я думаю, что в условиях, когда у нас очень сильно ограничен внутренний рынок, дополнительное давление на инвестиционную активность будет еще сильнее провоцировать рецессионную динамику", — говорит Кошелев.
Эффект для банков
Рост ключевой ставки затронет и банковский сектор, причем эффект будет двояким: ставки по кредитам вырастут очень быстро, поскольку удорожание фондирования заставит банки повысить маржу.
В свою очередь ставки по депозитам, напротив, будут расти достаточно медленно. В свою очередь проценты по валютным вкладам могут и не измениться, поскольку на них влияют другие факторы.
"Регулятор добавил мягких ноток в решение по ставке, заговорив о том, что может приступить к смягчению ДКП. Но определенно горизонт мы пока не склонны устанавливать в пределах первого квартала, скорее, это первое полугодие, не раньше. В этом ключе депозиты, скорее всего, будут еще медленнее реагировать", — считает Кошелев из Росбанка.