МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова. День Никиты Бесогона или других святых мучеников — борцов с силами зла вместо Хэллоуина, который во многих странах традиционно отмечается 31 октября, предложил отмечать в России лидер православного общественного движения «Божья Воля» Дмитрий Цорионов (Энтео).
«Взамен Хэллоуина можно предложить отмечать день святых Киприана и Устинии или святой великомученицы Марины, или Никиты Бесогона — то есть тех святых, к которым наш народ издавна обращается для того, чтобы побеждать нападки темных сил. Сегодня спиритизм, оккультизм и new age (общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера – ред.) стали модой среди молодежи, и она напрямую заигрывает с темными силами. А поскольку мы верим, что они есть, то контакты с ними могут привести к очень тяжелым последствиям и повреждениям психики и души человека», — отметил в разговоре с РИА Новости Дмитрий Цорионов.
«Ведущие отечественные психиатры после множества исследований подтвердили, что психика детей от празднования Хэллоуина может серьезно пострадать. Легализация подобных празднований ведет к уничтожению иерархии морали и нравственности, и в итоге может стать одной из причин деструктивного социального поведения подростков, таких как наркомания, и суицид. Это ненормально, когда все одеваются в костюмы чертей, воспевают нечистую силу, глумятся над религиозными символами. Несмотря на то, что это делается якобы в шутку, все это влияет на мировоззрение подростков, тем более, когда это происходит в стенах официальных учебных заведений», — уверен Энтео.
Официально запретить тыкву и прочие зловещие атрибуты Хэллоуина в общественных местах и развлекательных заведениях страны предложили и в Общественной палате РФ. Так, член ОП, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров в обращении на имя министра культуры Владимира Мединского пояснил, что множество россиян из года в год жалуются на аморальный характер праздника.
«В Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы трупов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей. По их словам, в ночных клубах такие «гулянья» культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии», — говорится в письме.
История Halloween: кельты или индейцы?
Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них – праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.
Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.
В позднекельтской традиции в качестве «светильника Джека» использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.
Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — «госпоже мертвых» — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали их во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного — конечно, нехристианского — воскрешения.
Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.
Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.
Отношение к Хэллоуину в России.
Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это «народный фестиваль языческого происхождения», который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. В свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась «использовать» Хэллоуин для усиления христианской веры.
«В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви», — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел «чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его».
В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом РИА Новости выразил уверенность, что «просто запреты не помогут».
«Людям сегодня сложно запретить что-то, что они делают в порядке частной инициативы. Я бы исключил какую-либо государственную поддержку этого действа, а также его присутствие в государственных образовательных учреждениях, рекламе, телевизионных программах. Все-таки речь идет о той силе, контакт с которой никогда не бывает шутливым. И само ее призывание, а также связанные с ней символы и фразы незаметно для человека начинают оказывать влияние на его жизнь», — подчеркнул он.
В нынешнем году накануне Хэллоуина 30 октября православная молодежь провела акцию «Анти-Хэллоуин», направленную на противодействие распространению «западных ценностей» в российском обществе. На улицах разных городов России, в том числе и Крыму, прохожим предлагалось выпить стакан тыквенного сока. Также собирались подписи в поддержку законодательной инициативы по ограничению публичного празднования этот «западного суррогатного карнавала».
Против пропаганды и празднования Хэллоуина выступили также Совет муфтиев России и Федерация еврейских общин страны.