ВАШИНГТОН, 28 окт — РИА Новости, Мария Шулятникова. Промежуточные выборы в конгресс США, которые пройдут 4 ноября, станут своеобразным индикатором доверия избирателей к действующему президенту Бараку Обаме. На кону будут все 435 мест в палате представителей, 33 места (из 100) в сенате, 36 губернаторских постов и депутатские мандаты в законодательных собраниях 46 штатов.
То, что республиканцы вновь возьмут большинство в нижней палате конгресса, не оспаривает, пожалуй, никто, вопрос — с каким численным преимуществом. Основная же интрига заключается в том, кому достанется в настоящее время "демократический" сенат. Согласно подсчетам CNN, 9 мест в верхней палате, занятых демократами, находятся в зоне риска, а республиканцам для большинства не хватает лишь шести.
Существует мнение, что если республиканская партия одержит над демократами верх в сенате, то Обама станет "хромой уткой" — это американское выражение обозначает покидающего свой пост политика, от которого почти уже ничего не зависит, — и он будет фактически "досиживать" оставшиеся два года президентского срока.
Тому, что на предстоящих выборах с большей долей вероятности победу одержат республиканцы, способствует ряд обстоятельств.
"Утомительный" президент
Потеря контролирующей Белый дом партией мест в обеих палатах конгресса — ситуация, характерная для второго президентского срока. Редко бывает, чтобы лидер страны за шесть лет президентства не наделал достаточно ошибок, чтобы от него не отвернулась часть электората. Дуайт Эйзенхауэр в 1958 году, Линдон Джонсон в 1966, Рональд Рейган в 1986 и Джордж Буш-младший в 2006 — все они лишились некоторого количества поддержки конгресса.
"Устали" избиратели и от Обамы. Согласно последнему опросу исследовательского центра Gallup, уровень доверия по отношению к американскому президенту опустился до 41%. Некоторые демократы считают, что падение популярности президента мешает их перспективам на промежуточных выборах, и всячески открещиваются от ассоциаций с американским лидером. Возможно, именно по этой причине американский президент практически не принимает участие в предвыборной кампании. На его фоне куда заметнее в ходе предвыборной кампании выглядит "первая леди" страны Мишель Обама, которая только на прошедшей неделе посетила целых три штата.
Подозрения попытался развеять представитель Белого дома Эрик Шульц. "Я не думаю, что это (отсутствие Обамы на предвыборных мероприятиях) странно, учитывая, сколько задач мы пытаемся решать", — заявил он. Впрочем, ожидается, что Обама скажет слова поддержки в последние дни перед выборами: в расписании американского президента значатся поездки еще в четыре штата.
Неправильный путь
Вторую причину можно отнести к разряду философских. "У американцев чувство, что их страна находится на неправильном пути. Мы наблюдали резкое снижение уровня безработицы. У нас был реальный рост ВВП. Так, у нас было резкое снижение дефицита. И все это, кажется, не влияет на способность большинства семей справляться с нестабильностью на рынке труда и отсутствием реального роста зарплат. Доходы населения с учетом инфляции не выше, чем они были в 1980-х годах", — отметил эксперт Института Брукингса Томас Манн, выступая на пресс-конференции в Вашингтоне.
Согласно опросу телеканала CNN, семь из десяти опрошенных американцев "раздражены" тем, куда движется их страна. В настоящее время уровень безработицы в среднем по стране составляет 5,9%. Минимальный федеральный размер оплаты труда не менялся с начала 2009 года и значительно отстает от темпов инфляции.
Поводов для "радости" американцам не прибавляет реформа здравоохранения. Согласно исследованию Kaiser Family Foundation, расходы на медицину для среднестатистической американской семьи составляют 16 тысяч долларов ежегодно при среднем доходе чуть больше 52 тысяч долларов (данные на 2013 год). Понятно, что далеко не каждый американец может позволить себе подобные траты.
Столь же неоднозначно население относится и к иммиграционной реформе. Суть ее заключается в легализации миллионов проживающих на территории США иммигрантов. По оценке Центра по изучению иммигрантов, в случае успешного проведения реформы к 2024 году может появиться более 5 миллионов новых граждан США, к 2036 году их число может достигнуть уже 32 миллионов.
Пессимизма среди американцев добавила лихорадка Эбола. Хотя число заболевших в США совершенно не соответствует раздутой панике, политики подошли к проблеме с долей профессионального цинизма: в последние недели перед выборами кандидаты пытаются использовать ситуацию вокруг Эболы в свою пользу. Так, республиканцы обвиняют президентскую администрацию в неадекватном ответе на появление лихорадки Эболы в США и призывают к запрету на въезд в Штаты из стран, охваченных смертельным заболеванием. У демократов другой козырь: сторонники Обамы обвиняют республиканское большинство в конгрессе в урезании расходов, что делает практически невозможным производство эффективной вакцины от Эболы и в целом значительно усложняет борьбу со смертельным заболеванием.
Кто из них более убедителен, пока не очень понятно: согласно последнему исследованию Gallup, опубликованному 21 октября, уровень уверенности американцев в способности властей в Белом доме справиться с Эболой упал за неделю на 8% — до 52%.
Полоса препятствий
Еще одной причиной вероятного успеха республиканцев на предстоящих выборах, по мнению Манна, может стать состав электората. По сравнению с президентскими, на промежуточные выборы в конгресс приходят, в основном, пожилые люди, женатые пары, склонные голосовать за республиканскую партию, в меньшей степени — молодежь, меньшинства, одинокие люди, отдающие предпочтение демократам, отметил эксперт.
Ситуация для Демократической партии усугубляется не только в силу естественных демографических причин. Всего за несколько недель до голосования Верховный суд разрешил техасским властям применять так называемый закон об идентификации голосующих на предстоящих выборах. Согласно закону, пришедший на избирательный участок может опустить свой бюллетень в урну для голосования только при предъявлении документа, идентифицирующего личность, с фотографией, то есть водительские права, лицензию на оружие или паспорт. Для гражданина России не очень понятно, в чем же здесь заключается ужесточение — то есть раньше можно было показать документ без фотографии? Да, можно было: в каждом штате есть свой перечень документов, удостоверяющих личность, в том числе и без наличия фотографии. Единого внутреннего удостоверения личности в США не существует: американцам требуется паспорт только для выезда за рубеж.
По словам судьи Рут Бадер Гинсбург, выступившей против решения суда, больше 600 тысяч избирателей в Техасе, а это 4,5% от общего числа имеющих право голоса жителей штата, не смогут проголосовать на выборах в связи с отсутствием требуемых документов. "Непропорционально большое количество этих избирателей являются афроамериканцами или испаноязычными (которые, как правило, отдают свой голос за демократов — авт.)", — отметила Гинсбург. Власти Техаса, тем не менее, обвинения в дискриминации отвергают и заявляют, что каждый зарегистрированный избиратель имеет возможность получить "правильный" ID.
Сложностей прибавилось и у избирателей в Северной Каролине, где на ноябрьских выборах нельзя будет зарегистрироваться прямо на участке для голосования. По статистике, возможностью регистрации на месте пользуется в большей степени чернокожее население. Как заявила директор проекта по правам голосующих Американского союза защиты гражданских свобод Дале Хо, на прошлых промежуточных выборах более 20 тысяч избирателей в Северной Каролине зарегистрировались прямо на участке для голосования.
Еще одним препятствием для голосующих, не очень понятным российскому избирателю, стало ограничение некоторыми штатами, в частности, Огайо, временного промежутка для досрочного голосования. По словам правозащитников, такие временные ограничения "ударяют", прежде всего, по малоимущим слоям населения. Связано это во многом с тем, что день голосования выпадает на будний день, и вырваться на избирательный участок удается не всем. Во многих штатах период досрочного голосования растянут на месяц, а то и полтора. Обама, например, тоже проголосовал заранее, подавая тем самым пример своим сторонникам.
Согласно исследованию Бюро переписи населения США, на президентских выборах 2012 года свой выбор до дня голосования сделали 29,7% американцев. Впрочем, для промежуточных выборов характерно не столь большое количество досрочно проголосовавших в силу того, что избиратели традиционно обладают меньшей информацией о кандидатах, чем во время президентской кампании, и "тянут" с голосованием до последнего, пока не удостоверятся в правильности своего выбора.
Война за места
Еще одним фактором в пользу республиканцев Манн называет небольшое число мест в конгрессе, за которые реально идет борьба. "Если вы посмотрите на палату представителей, то из 435 мест только за 25-30 мест идет конкуренция какого-либо рода", — сказал политолог.
Другая ситуация наблюдается в сенате. Как пишет издание Politico, за последние полвека приблизительно 85% действующих сенаторов успешно переизбрались на новый срок, не оставив никакого шанса кандидатам от конкурирующей партии. То есть, казалось бы, демократам не зачем беспокоиться — народ проголосует за уже знакомых им сенаторов. Однако целых пять членов верхней палаты конгресса от демократической партии приняли решение не переизбираться в этом году. У республиканцев появился реальный шанс "отвоевать" освободившиеся места.
Не все потеряно
Несмотря на республиканское большинство в палате представителей, Обама полагался на демократический сенат, который в случае необходимости мог заблокировать прошедший через нижнюю палату конгресса "неудобный" для президента законопроект. В случае же, если республиканцы вытеснят демократов и из сената, Обаму может "сразить" политический "паралич": он рискует лишиться значительной доли законодательной инициативы.
Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, демократы, несмотря на кажущееся преимущество республиканцев, могут все же оставить за собой большинство в сенате. Любопытную гонку за сенатское кресло можно наблюдать в штате Кентукки: теряющий свой рейтинг республиканец Митч МакКоннелл, по совместительству — лидер сенатского меньшинства, может уступить свое насиженное с 1984 года место 35-летней Алисон Граймс. Её обещания не быть ставленником Обамы и работать с республиканцами сообща могут помочь демократам отвоевать еще одно место.
Довольно перспективной для демократической партии выглядит борьба в штате Джорджия — традиционно "красном" (республиканском) штате. Гонка идет за "открытое" место — занимавший его до недавнего времени сенатор объявил об отставке. Основные игроки за пост — республиканец, человек от бизнеса Дэвид Перд и демократ, дочь уважаемого бывшего сенатора Мишель Нунн. Сценарий похожий: республиканец пытается заработать политические очки, поставив знак равно между конкурентом и теряющим доверие американцев Обамой, а демократ утверждает, что готова работать со всеми, в том числе со своими оппонентами. Делает Нунн это вполне убедительно: идти вровень с республиканцами в "красном" штате — это уже своего рода победа. Конкуренты дышат друг другу в затылок также в Колорадо и Арканзасе.
Во-вторых, даже в случае победы республиканской партии у Обамы остается поле для маневра. Например, в случае острой необходимости он может пойти по пути игнорирования конгресса, что ему делать не впервой: американский президент, например, не спрашивал у законодателей разрешения на удары по позициям террористической группировки "Исламское государство". К тому же никто не отменял право вето.
В копилке у президента есть еще один интересный прием, которому дали образное название "карманное вето". Согласно американской конституции, президент должен подписать или отклонить поступивший к нему законопроект в течение 10 рабочих дней. В случае же, если он поступил к президенту меньше, чем за 10 дней до завершения сессии конгресса, то глава государства может "дотянуть" с вынесением решения как раз до ее закрытия, и тогда законопроект автоматически будет считаться отклоненным. Таким образом, согласно подобному сценарию, в ближайшие два года новых важных законов американцам ожидать не стоит.
Да и сама по себе победа оппозиционной Белому дому партии не критична. За последние 30 лет было только три временных отрезка, когда Овальный кабинет и большинство в обеих палатах конгресса были представлены одной и той же партией — это первые два года руководства демократа Билла Клинтона, четыре года во время президентства Джорджа Буша-младшего и начало первого срока Обамы. Клинтон целых шесть лет руководил страной в условиях, когда и палата представителей, и сенат находились в руках республиканцев, и уж точно не чувствовал себя беспомощным политиком.
У самих республиканцев тоже есть поводы для беспокойства о своем будущем. По мнению Манна, у республиканцев нет "когорты молодых и увеличивающихся в количестве меньшинств", которые преимущественно голосуют за демократов.
Манн видит преимущество демократов и в среднесрочной перспективе. Несмотря на нынешнее кажущееся преимущество республиканцев, Манн полагает, что на президентских выборах 2016 года верх снова одержит кандидат от демократической партии. "Если экономика будет в прогнозируемом аналитиками положении, то Хиллари Клинтон (экс-госсекретарь США, считающаяся одним из вероятных кандидатов на пост президента США на выборах в 2016 году) может победить и даже может вернуть сенат в случае его "потери" в этом ноябре, но шансы победить в палате представителей невелики. Таким образом, мы можем вернуться в то положение, которые было достигнуто после выборов в 2010 году", — делает прогноз Манн.
Не исключено, что многим американцам надоели и те, и другие: как считает политический репортер издания National Journal Рон Форньер (Ron Fournier), "к 2016 году избиратели будут искать альтернативу за пределами двух партий". Подтверждением этой тенденции могут стать результаты гонки в традиционно "красном" Канзасе, где, согласно последним опросам, независимый кандидат Грег Орман идет вровень с республиканцем Пэтом Робертсом, который контролирует свое место в сенате уже на протяжении без малого 18 лет.
Так или иначе, сторонам придется каким-либо образом договариваться. Эксперт Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Дональд Вольфенсбергер (Donald Wolfensberger) отметил, что республиканское большинство в обеих палатах конгресса "может обозначать еще больший тупик, так как обе партии выжидают время, надеясь победить в борьбе за Белый дом в 2016 году".
"Однако история показывает, что иногда такое разделение властей (когда законодательная и исполнительная власти контролируются разными партиями) может привести к созданию важных законов, так как обе ветви власти вынуждены работать вместе, чтобы управлять. Я склоняюсь ко второму мнению как оптимист и тот, кто любит бросить вызов обеим партиям, чтобы они лучше делали свою работу по представлению интересов народа", — полагает эксперт.