Юрий Городненко, украинский политолог
Надо вспомнить, что Верховная Рада формируется по пропорциональному принципу, и половина мест в ней будет принадлежать депутатам, избранным по мажоритарным округам. За их счет Порошенко и надеется сформировать костяк будущей коалиции вместе с представителями собственного блока. Понятно, что мажоритарщики будут преследовать только свои интересы. Их участие в коалиции будет скорее ситуативным, и будет длиться до тех пор, пока у Порошенко будут средства на оплату их голосов.
Но вся проблема заключается в том, что у власти не так много возможностей удовлетворять аппетиты большинства депутатов. Госсобственность была разворована еще при прежних режимах Кучмы, Ющенко, Януковича. Ее объемы одни из самых низких в Европе: в 2013 году доля государства в основных фондах составила около 9%. Для сравнения: в Италии этот показатель составляет около 20%, во Франции — более 18%, в Германии — 11%, в России — около 40%.
Ограничены и бюджетные ресурсы. За 9 месяцев текущего года дефицит бюджета беспрерывно увеличивался — с 1,6 миллиардов (6% от доходной части) в январе 2014 года до 35,2 миллиардов (15,5% от доходной части) в сентябре. И это не учитывая долги (в том числе газовые) перед Россией, которые в целом достигают 11 миллиардов долларов.
Киев надеется решить проблему дефицита госбюджета за счет помощи со стороны Запада. В частности, просит у Брюсселя 2 миллиарда долларов для покрытия текущего кассового разрыва в бюджете. Но пока ЕС готов выделить Украине не более 1 миллиарда долларов, и только на выплату газовых долгов России.
Единственной статьей бюджетных расходов, на которую Запад всегда исправно выделял помощь, и на которую Киев может рассчитывать в будущем — карательная операция на Донбассе. Последняя стала источником главного заработка для представителей нынешней власти. Развитие военных действий на юго-востоке — единственный способ обогатиться для новых народных избранников, согласившихся вступить в коалицию с "Блоком Петра Порошенко".
Логику войны также диктует улица. На ней господствуют банды радикалов. Это показали события 14 октября у стен Верховной Рады, когда депутаты вынуждены были бежать по подземному переходу из зала заседаний от разбушевавшейся толпы митингующих. И эти банды Порошенко может либо ликвидировать (если ему это дадут сделать американцы), либо отправить воевать против ДНР и ЛНР.
Война для новой власти стала способом отвлечь граждан от экономических трудностей. Поэтому можно с уверенностью предполагать, что Порошенко и дальше будет раскручивать военный маховик, предоставляя различным олигархическим группам и отдельным депутатам возможность и дальше зарабатывать на карательной партии против Донбасса.
Учитывая высокие аппетиты представителей элиты и полное отсутствие культуры договариваться, можно также с уверенностью предсказать высокую конфликтность внутри Верховной Рады.
Украинская политическая среда сегодня напоминает сообщество гиен. Последние, как известно, не только питаются падалью, но и поедают своих собратьев, чтобы устранить непосредственных конкурентов в борьбе за пищу.
Вожди практически всех политических сил, прошедших в парламент, с удовольствием готовы вцепиться в глотку и самому Порошенко, и друг другу. Все они пришли в Верховную Раду не для того, чтобы писать нужные для страны законы, а, чтобы удовлетворить свои властные амбиции. Союзы между ними могут быть только ситуативными. А значит, устойчивую коалицию создать не получится. Скорее всего, это понимает и сам Порошенко. Поэтому, объявляя о наличии проекта коалиционного соглашения, он по сути пытается снять с себя ответственность за то, что коалиция в итоге не будет создана.
Зная диктаторские замашки украинского президента, можно предполагать, что он будет использовать смесь авторитаризма (игнорируя решения парламента) и макиавеллизма ("разделяй и властвуй"). Но все это только будет усиливать конфликты и демонстрировать беспомощность главы государства. И одним из катализаторов противостояния внутри Верховной Рады может стать рассмотрение бюджета, то есть распределение средств.
Парламентские войны в итоге просто могут стать прологом к досрочному роспуску парламента в 2015 году.