XVII Вселенский собор
Иконоборчество, против которого в 787 году в городе Никее был созван XVII Вселенский собор, возникло за 60 лет до этого при византийском императоре Льве Исавре, запретившем почитание икон, и достигло своего апогея в правление Константина V. Были уничтожены тысячи икон, мозаик, фресок, изваяний святых, алтарных росписей, почитателей икон репрессировали, невзирая на статус – так пострадали патриархи Герман I и Никифор, был предан анафеме богослов Иоанн Дамаскин, кого-то бичевали и ссылали, кого-то казнили, как преподобного Андрея Критского.
Но почему в христианской стране так жестоко преследовали христиан только за то, что они чтят свои святыни? Причины тут не столько церковные, сколько политические.
При Юстиниане II духовенство в Византии занимало высшие государственные должности вплоть до министра финансов, и это неизбежно низводило его до положения политической партии и притом далеко не самой популярной. Естественно, политические противники выдвинули анитиклерикальную программу, настаивая на соблюдении принципа "светскости" государства и, по возможности, "секуляризации" самой церкви. И главными врагами этого нового направления стали монахи — как сила, способная оказать наиболее упорное сопротивление.
В те времена обычный византийский обыватель был благочестив и строго соблюдал церковные обряды. Иконоборцы же щеголяли своим равнодушием к ним. Тот, кто проводил ночи в храме на молитве, уже считался у них неблагонадежным. А участвовать в кутежах, ругаться и божиться, брить бороду — было хорошим тоном. Порывая с традициями и вступая в борьбу с иконопочитанием, императоры-иконоборцы, хотели, не отрекаясь вроде бы от христианства, свести его видимое присутствие в жизни общества к минимуму.
Вообще-то грубое языческое почитание изображений было чуждо и отцам церкви. Когда Констанция, сводная сестра императора Константина Великого, спросила Евсевия Кесарийского, где можно найти изображение Христа, запечатлевшее его телесный образ, тот ответил, что истинный Его образ всякий христианин должен носить в своем сердце. А Серен, епископ Марсельский, в 598 году, видя, что его паства уже буквально обожествляет иконы, сорвал их и выбросил из церкви, чем произвел в народе большой соблазн. Но когда весть об этом дошла до папы Григория Великого, он направил Серену послание, в котором… похвалил его за ревность, хотя и не по разуму, но потребовал "утишить соблазн", произведенный в пастве: вернуть в храм иконы, которые даны неграмотным людям вместо книги, и объяснить народу, как следует правильно их чествовать.
Конечно, поводы для беспокойства были, хотя зачастую причиной всему была теплая детская вера. Святой Феодор Студит не осудил, а даже похвалил за ревность одного вельможу, который избрал икону великомученика Димитрия крестным отцом своему сыну. Но чаще всего происходило грубое извращение церковного обряда, когда чествование икон действительно приближалось к идолопоклонству. Поэтому и на Востоке нашлись епископы вроде Серена Марсельского, считавшие, что ни вера, ни почитание святых от отмены икон не пострадают, зато церковный обряд приблизится к идеалу поклонения Богу в духе и истине.
Но вслед за ними на иконопочитателей ополчились политики, поставившие невежество народа в вину "клерикальному" режиму. Им уже мало было одной "отмены" икон — заговорили о секуляризации всего церковного имущества.
В 60-е годы VIII века начались гонения на монахов и монастыри, как якобы рассадники иконопочитания, а заодно и кузницы кадров "церковников". Дело шло чуть ли не о полной отмене монашества. Иконоборцы вели себя жестко: иноков принуждали облачаться в светлые одежды и жениться, а отказавшихся ослепляли и ссылали, иногда даже казнили. Монастыри конфисковывали, устраивали в них казармы для солдат или просто разрушали.
В провинции инициаторами гонений было начальство, в столице же бесчинствовала науськанная им толпа.
В 787 году XVII Вселенский Собор иконопочитание восстановил, но еще 56 лет иконоборчество процветало. Разбитое на церковной почве, оно осталось в силе на почве политической. Восстановление иконопочитания некоторые иерархи восприняли как одновременное восстановление своего общественного влияния. Опять начались "столкновения интересов", и при императоре Льве V, венчанном на царство в 813 году, партия иконоборцев снова взяла верх.
И все же сторонников у нее было уже гораздо меньше. Да и в элите настроения менялись.
В 842 году в Константинополе стараниями императрицы Феодоры был созван собор, окончательно восстановивший почитание икон по всей империи, в память о чем мы каждый год в первое воскресенье Великого поста празднуем Торжество Православия.
Иверская икона Божией Матери
История этого образа Богородицы, по преданию, написанного евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии, тесно связана с историей иконоборчества.
Согласно церковной традиции, в разгар борьбы с иконами он хранился у некой благочестивой вдовы в Никее. По доносу к ней в дом нагрянула стража и хотела изрубить икону мечами. Первый удар пришелся по изображению правой щеки Богородицы, и из раны выступила кровь. Женщина откупилась от растерявшихся солдат деньгами, а когда они ушли, опустила икону в море, и ее прибило к берегу на Афоне, где она стала почитаемой святыней Иверского монастыря, основанного на стыке IХ–Х веков грузинским полководцем Торникием.
С тех пор на всех списках с этого образа Богородица изображалась с небольшой раной на лике.
В XVII веке архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского монастыря Пахомию с просьбой прислать в Москву точный список этой чудотворной иконы. Афонский инок Иамвлих написал копию на кипарисовой доске красками, замешанными на святой воде. Через год афонские монахи привезли образ в Москву. Встречали его 13 октября (26 октября по новому стилю) 1648 года у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович с семейством, патриарх и великое множество народа.
Впоследствии Иверской иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна, а после ее смерти образ находился в Новодевичем монастыре. С него был сделан еще один список, помещенный на Воскресенских воротах Китай-города. В 1669 году его перенесли в деревянную часовню, а в 1791 году на ее месте построили каменную. С XVII века Иверская икона Божией Матери стала самой чтимой московской святыней.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители, все российские цари и императоры, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской иконе. По традиции, всякий, идуший на Красную площадь или в Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, а мужчинам под воротами полагалось проходить без шапки.
Только однажды покинула она Москву – в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, сломали и на ее месте сперва установили скульптуру рабочего с молотом в руке, а в 1931 году снесли и сами Воскресенские ворота, освободили место для прохода демонстраций и автомобильного движения. А оригинал московской Иверской иконы после закрытия Новодевичьей обители вместе с другими реликвиями и ценностями попал в фонды филиала Государственного исторического музея.
В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, и они были восстановлены. А 25 октября 1995 года новый список Иверской иконы, написанный на Афоне по просьбе патриарха, был доставлен в Москву и 26 октября 1995 года его крестным ходом пронесли по Никольской улице и после литургии в Казанском соборе установили в восстановленной часовне.