Российский Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является одной из основных российских организаций, реализующих программы поддержки молодых инновационных предпринимателей. Об основных достижениях фонда за два десятка лет его работы и новых программах РИА Новости в ходе форума "Открытые инновации" рассказал генеральный директор фонда Сергей Поляков.
— Сергей Геннадьевич, Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в нынешнем году исполняется 20. Что, на Ваш взгляд, стало главным достижением в работе фонда за эти годы?
— Главное достижение фонда в том, что он по-прежнему существует. Нам удавалось за эти годы всегда доказывать государству, что господдержка малых инновационных предприятий может быть достаточно эффективной. В результате бюджет фонда постоянно увеличивался — это второе достижение. Мы начинали с незначительного бюджета — сотни миллионов рублей, а сейчас пятилетний бюджет фонда составляет порядка 20 миллиардов рублей. Это заметная сумма.
— С чем ее сравнить?
— Есть оценки, какой объем грантов выдается в России инновационным компаниям от разных институтов развития. Выясняется, что мы далеко не на последнем месте — мы выдаем грантов больше, чем "Сколково". Да и венчурные фонды, все вместе взятые, в год инвестируют денег примерно столько, сколько мы выдаем компаниям по разным программам.
Наконец, одним из достижений фонда можно назвать то, что мы постоянно меняемся, запускаем новые программы поддержки малых инновационных предприятий. Когда-то начинали с заемного финансирования, а потом перешли на безвозвратную форму, тогда появилась программа "СТАРТ". Мы стали заниматься посевным финансированием. Затем поняли, что необходимо активнее привлекать талантливую молодежь к созданию стартапов, так появилась программа "УМНИК". За шесть лет у нас более 12 тысяч победителей по программе "УМНИК", она стала известна всей стране.
Но самый главный результат программы "УМНИК" — то, что ее участниками создано уже 700 стартап-компаний, многие из которых очень перспективны. Для России это ощутимая цифра.
Мы гордимся, что компании, которым мы в свое время оказали поддержку, стали лидерами в отдельных областях российского рынка. Их не один десяток.
— Можете ли привести примеры?
— Например, пензенская компания "МедИнж", делающая отечественные искусственные клапаны для сердца. 70 тысячам российских пациентов были поставлены эти клапаны. Сейчас компания совместно с Центром сердечно-сосудистой хирургии Лео Бокерии разрабатывает трехстворчатый клапан.
Есть в Санкт-Петербурге компания "Диаконт", которая является одним из лидеров в области обеспечения безопасности разных объектов, таких как АЭС, нефтепроводы. У нее целый спектр продукции, прежде всего радиационно-стойкие видеокамеры, позволяющие контролировать состояние атомных реакторов. "Диаконт" активно работает с Росатомом, эти камеры стоят на наших АЭС. Но и за рубежом они пользуются спросом: например, все АЭС компании GE в США оснащены камерами "Диаконт". Несмотря на то что эти камеры дороже своих аналогов, американцы их покупают, потому что они точнее и проще юстируются.
Или, к примеру, компания "ЭЛАР" — не только российский, но и европейский лидер в области создания электронных архивов. Но они занимаются не только каталогизацией, но и выпускают оборудование для архивов. В частности, в рамках нашего совместного российско-французского конкурса они сделали сканер, позволяющий делать сканы картин. Сейчас такие сканеры стоят в Эрмитаже, Лувре, библиотеке Конгресса США.
— Как бы Вы определили место фонда в российской системе поддержки инноваций?
— Мы находимся на нижних "этажах" этой системы. Наша главная задача — генерация новых проектов. Мы проходим мощным скринингом по стране в поисках молодых талантливых людей, готовых заниматься инновационным бизнесом.
— А не произошло ли за несколько лет исчерпание перспективных проектов?
— Хорошие проекты всегда появляются. Конечно, есть риск их исчерпания, но, думаю, мы еще не дошли до такого этапа, когда нашли все.
Самокритично скажу, что нам надо активнее работать в тех регионах, где мы еще не очень широко представлены. Кстати говоря, качество проектов в регионах заметно растет. Все же идет повышение культуры предпринимательства, уровня компетенций в этой области.
— Планирует ли фонд приглашать в свои программы молодых инноваторов из Крыма?
— Разумеется, мы будем поддерживать талантливую молодежь Крыма, никаких проблем здесь не видим. Мы планируем проводить отборочные конференции по программе "УМНИК" среди студентов и аспирантов Крыма, предлагающих свои инновационные проекты. Но уже сейчас ребята из Крыма могут подавать свои заявки на участие в наших конференциях в близлежащих к Крыму регионах. Надеемся, что и местные инновационные компании будут идти на наши конкурсы.
— В каком направлении будет развиваться фонд?
— Во-первых, начиная с прошлого, года у нас пошел серьезный крен в сторону поддержки инновационных проектов грантами. До этого мы работали в рамках 94 ФЗ, который был совершенно неудобен для нашей деятельности. Теперь со вступлением в силу 44-го федерального закона мы перевели на гранты программу "УМНИК" — теперь ее участники могут получать деньги на свои проекты без залога, без процентов. В этом году на гранты перевели программу "Старт". Кроме того, организовали прием заявок на конкурсы не с режимом дедлайна, а круглогодично.
— А будут ли реализованы новые программы?
— Конечно. Например, начинается программа "Кооперация": малые предприятия решают проблемы крупных предприятий, а те, в свою очередь, финансируют малые предприятия и берут обязательства по реализации их продукции. Это некий аналог 218-го постановления правительства о кооперации российских вузов и крупного бизнеса.