ЕРЕВАН, 20 окт — РИА Новости, Гамлет Матевосян. Премьер-министр Армении Овик Абрамян в понедельник отправится с двухдневным официальным визитом в Иран по приглашению первого заместителя президента Исламской республики Эсхаха Джахангири, сообщает пресс-служба армянского правительства.
В понедельник Абрамян проведет в Тегеране встречи с президентом Ирана Хасаном Роухани, первым заместителем президента Эсхахом Джахангири и председателем Меджлиса (парламента) Али Лариджани.
Во вторник Абрамян встретится в Исфахане с губернатором Расулом Заргарпури, а также с представителями армянской общины. Кроме того, возглавляемая премьером делегация примет участие в мероприятии, посвященном 350-летней годовщине церкви Святой Овсеп в Новой Джульфе.
Между Арменией и Ираном сложились достаточно дружественные отношения, закрепленные несколькими совместными экономическими проектами.
Ереван и Тегеран намерены построить на пограничной реке Аракс две самые мощные на Южном Кавказе гидростанции: с армянской стороны ГЭС будет располагаться в Мегри, а с иранской стороны — в Карачиларе. Каждая из станций будет ежегодно вырабатывать по 793 миллиона кВт в час электроэнергии. Расчетная мощность Мегринской ГЭС составит 150 МВт. Ее строительство продлится пять лет и оценивается в 323 миллиона долларов, которые инвестирует Иранская инвестиционная компания. В течение 15 лет Иран будет единственным потребителем электроэнергии Мегринской ГЭС, что покроет инвестиции Тегерана. После 15 лет эксплуатации ГЭС перейдет к Армении на правах собственности.
Строительство нефтепровода Иран-Армения планировалось начать еще в 2011 году, но пока что работа остается на стадии проектирования. Этот объект позволит Армении транспортировать нефтепродукты (бензин и дизельное топливо) не только с нефтеперерабатывающих заводов Ирана, но и из стран Персидского залива в иранский город Тебриз, а оттуда уже в армянский город Ерасх, где они будут храниться в строящемся терминале. Это позволит покупать их из региона Персидского залива по биржевым ценам, которые значительно ниже европейских средиземноморских цен, а также значительно сократит транспортные расходы по сравнению с железнодорожным вариантом. Строительство нефтепровода на территории Армении будет финансировать армянская сторона, которая вложит в него 100 миллионов долларов, а на территории Ирана — соответственно, иранская.
Разговоры о строительстве железной дороги Север-Юг (Иран-Армения) идут уже несколько лет. Эта дорога позволит армянской стороне пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров, получив выход во внешний мир. В настоящее время все железнодорожное сообщение из Армении осуществляется через Грузию.
Строительство дороги может занять четыре-пять лет. По предварительным расчетам, ее длина составит 470 километров, из которых 60 километров пройдут по территории Ирана, а 410 километров — по территории Армении. Иранская сторона заявила о готовности предоставить Армении кредит в размере 400 миллионов долларов на строительство армянской части дороги. По экспертным оценкам, для реализации проекта требуется 3,5 миллиарда долларов. Строительство дороги обсуждается в настоящее время с Россией, Ираном и Китаем. Интерес к проекту проявили Всемирный банк и Азиатский банк развития.